search
menu
person

События и Комментарии


В Москве пройдёт выставка Розмари Трокель

С 18 сентября по 17 ноября 2019 года в Москве состоится выставка выдающейся немецкой художницы Розмари Трокель.

Экспозиция будет представлена в  Мультимедиа Арт Музее. 

Выставка Розмари Трокель является частью программы монографических выставок Институтa связей с зарубежными странами в Штутгарте, куда входили проекты, посвященные Зигмару Польке, Георгу Базелицу и Герхарду Рихтеру. Это говорит не только о положении, которое творчество Трокель занимает в истории современного искусства. В определённом смысле, взгляды ее старших коллег также были отправной точкой для развития идей художницы.

На художественной сцене 1980-х мужчины занимали доминирующее положение, и с этой ситуацией Розмари Трокель согласиться не могла. Она с уверенностью заявляет свою собственную позицию и противопоставляет фигуре художника-гения женские ролевые модели и смыслы. Ее работы в исключительной степени отражают женское измерение художественного творчества и настаивают на фундаментальной критике господствующей системы искусства.

Наряду с критическим запалом, произведения Трокель насыщены живыми образами и яркими, убедительными концептуальными конструкциями. Она подбирает ироничную и юмористическую форму для самого серьезного интеллектуального наполнения, при этом не обозначая конфликт напрямую и не впадая в догматику. Юмор и ирония помогают ей занять дистанцию — возникает ощущение, что во время работы Трокель будто наблюдает за собой со стороны и всегда сохраняет самокритичность. Ей удается высветить предрассудки, с которыми женщины сталкиваются как в обществе в целом, так и сфере искусства. Художница воссоздает эти стереотипы, остроумно расставляя тематические акценты и мастерски подчеркивая их противоречия. В одном из своих ранних шедевров, «Рисующей машине» (1990), которая представлена на нашей выставке, Трокель со всей виртуозностью доводит до абсурда клише о связи женского искусства с тихими ремесленными практиками и машинальным трудом. Благодаря механическому воспроизведению авторского жеста — живописного мазка кистью, «Рисующая машина» считывается как пародия на клише «художника-гения».

В начале 1990-х годов эту же стратегию Трокель применила в создании «вязаных картин», напоминающих размещенные на стене минималистские скульптуры. Художница избавила вещи, взятые из повседневной жизни женщины, от их традиционных функций. Подобно использованной в «вязаных картинах» шерстяной пряже — идеологически заклейменной как «типично женский» материал, — электрические конфорки теряют свою связь с банальностью быта или техникой. Будто женские эквиваленты «мужского» писсуара Марселя Дюшана — изначально произведенного промышленным способом без участия художника — эти вязаные картины и конфорки также смогли проникнуть в музей как вещи в статусе искусства.

В своих произведениях Розмари Трокель старается избегать прямолинейных высказываний и намеренно выбирает окольные художественные пути. Последовательно придерживаясь метода деконструкции, она ставит под сомнение каждый найденный ответ либо вообще отвергает его. Поэтому непосвященному наблюдателю ее работы могут показаться внутренне противоречивыми и сложными для понимания. Но, на первый взгляд разнородные произведения и серии работ Трокель являются элементами непрерывного исследования, основанного на естественнонаучном (Розмари Трокель уделяет особое внимание антропологии) и эстетическом принципах. При этом каждая серия ее работ словно опутана тонкой сетью ассоциаций, в которой изначальные смыслы и мотивы, будучи однажды сформулированными, в течение многих лет приобретают многочисленные воплощения в разнообразных медиа и таким образом постепенно объясняют сами себя.

Использование традиционных и новейших выразительных средств в произведениях Трокель позволяет ей устанавливать самые глубокие связи. Это особенно характерно для рисунков тушью, углем и карандашом, коллажей и компьютерных изображений, занимающих важное положение в творчестве художницы. Трокель создает рисунки на всех этапах работы — это эскизы, наброски, а также записи наблюдений и идей. Но, как хорошо видно в недавних крупноформатных работах, рисунок представляет собой отдельное направление в ее искусстве. Поэтому, наряду с видео, графике Розмари Трокель на нашей выставке отведено особое место.

Выставка Розмари Трокель, 18.09.2019 -17.11.2019, Мультимедиа Арт Музей, Москва, Остоженка,16

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

В Черногорске пройдёт выставка «Возрождение» Александра Пешкова

Александр Пешков: «Уникальность Хакасии в ее женской энергетике»

В театре «Геликон-опера» открылась выставка скульптур ар-деко

17-Й ФЕСТИВАЛЬ КИНО И ТЕАТРА «АМУРСКАЯ ОСЕНЬ» СОСТОИТСЯ В БЛАГОВЕЩЕНСКЕ

Экспедиция Андрея Полякова "Цивилизации Юга Сибири -2019"

Категория: Art | Добавил: voxspiritus (14.09.2019)
Просмотров: 1187 | Теги: выставка, Розмари Трокель, API TV, Искусство | Рейтинг: 5.0/57