search
menu
person

События и Комментарии


Рождество. Святочные гадания

«В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются узнать человеческий жребий, свое будущее.

В язычестве гадание составляло один из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава само слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад; Сад - так называлась богиня счастья, а по другим от санскритского Сад. - исследовать, по третьим - Садат — испытывать. 

Само же гадание в древности было служение богине Гаде (Фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях, или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбой называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или пользе других, почему волхвование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы.

Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян.

Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью.

Гадание на вещах

Молодые люди обоего пола собираются на вечер, берут кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и кладут их под блюдо вместе с кусочками хлеба, накрывают чистым полотенцем. После этого участвующие в гадании поют песню, посвященную хлебу и соли и потом другие подблюдные песни. По окончании каждой, запустив руку и отвернувшись от блюда, из-под закрытого блюда вынимают какой-нибудь предмет, попавшийся первым под руку. Это нечто вроде домашней лотереи. К тому применялось содержание песни, из которой выводится себе предвещание.
Но так как из-под блюда вынутые вещи не всегда попадаются тем, кому они принадлежат, то присуждается по этому случаю выкуп вещей. Последнему, вынувшему доставшуюся из-под блюда на его долю вещь уже последнюю, поют песню обыкновенно свадебную, как бы предвещая скорый брак. Затем и кольцо катят по полу, наблюдая, в какую сторону оно покатится: если к дверям, то для девушки — близость брака, для мужчины — отъезд.

Хоронение золота, или как золото хоронить

Не нужно быть хорошим наблюдателем даже, чтобы видеть, в каком высоком почтении было исстари золото и как оно даже сейчас служит эмблемой выражения богатства, достоинства, красоты, приязни и прочего.
Например, когда мать говорит своему сыну или дочери: «Ах ты золото мое!» Понятно уже, что она этим выражает ласку и высокое значение своей любви, как бы к золоту, часто не в отношении столько к его значению, сколько к тому, что золото вообще прежде имело высокую недосягаемую ценность относительно своей редкости. Так и сейчас часто говорят: «Это не человек, а золото». Этим словом по смыслу хотя человека выставляют ниже того, что он стоит по человечеству, но в общем смысле оценивают какое-либо одно качество или в отношении ума, доброты или искусства.
По всей вероятности, эта поговорка возникла из глубокой древности; таким образом, читая отечественную летопись видим, что русские при договоре с греками, полагая золото пред Перуном и Волосом, клялись, что если нарушат договор, то да «будут золото, яко золото». То же было и с югорскими князьями, клявшимися в верности пред великим князем на опас и в знак верности клялись, испивая воду с золота.
Также иногда поговоркой «с твоего слова, как с золотого блюда» выражают желание благополучия и всех благ, так ска¬зать, довольства и благополучия. Таким же образом и обычай хоронить золото причисляют к обычаям принадлежавшим вре¬менам языческим. Остатки обрядности сохранились о святках, но уже в форме забавы или как развлечение времени.
Дело в том, что в собрании сидящих девиц, дам и мужчин тихонько дают оставшееся от подблюдной песни кольцо, и оно передается тайком от одного к другому из сидящих рядом и смежно между собою, предоставляя кому-нибудь из мужчин или девушек искать кольцо при пении обрядовой песни,  пока нев чьей-либо руке искомое. Пойманный в скрытии вещи в свою очередь начинает отыскивать, и так далее.

Окличка прохожих и проезжих

Это гадание состоит в том, что во время вечера или ночи выходят из дома и, стоя у калитки, девушки спрашивают у мужчин словами: «Как ваше имя?» с тою целью и уверенностью, что будущий жених будет иметь тоже самое имя и ту же красоту, которую имеет виденный и опрошенный. В Ярославской губернии окликают с блином на голове. Подслушивание. Стоглав говорит, что окличка была древним народным суеверием, что гадатели и гадательницы ходят слушать под окна чужих домов и, судя по услышанным ими словам, веселому или неприятному разговору, предрекают себе приятную или скучную жизнь, бранчливого или ласкового мужа. Заключения под чужими окнами через подслушивание бывают самыми разнообразными и выводятся из того, кого слышат: старого или молодого, пьяного или трезвого, мужчину или женщину. Такие подслушивания производятся у окон или дверей жилых изб или у окон домов.
Но более храбрые и резвые из девушек решаются слушать под замком церковных дверей с целью услышать пение в церкви в полночь, когда службы не бывает. Если воображение сильно возбуждено, нервы тоже, то легко может случиться, что возбужденная особа, в полузабвении, слышит, скорее во сне, то сладкое венчальное, то погребальное пение, из чего выносит, что ей в этот год идти замуж  или помереть.

Гадание на курицах 

Сняв с насеста курицу, чаще петуха, приносят в ту комнату, где заранее приготовлены на полу в трех местах вода, хлеб, серебряные и даже медные кольца, серьги и другие мелкие вещи. Птицу пускают на пол и смотрят: какую вещь она клюнет или за что примется прежде всего, имея в виду, что птица ночью или вечером бывает слепа и по естественной привычке клевать что ни попадя, клюнет что-либо из предметов, положенных на полу.
Гадают и так, и иначе: если гадает одна особа, то понятно, что ей, выпустив петуха или курицу можно гадать на разные мотивы, но если же гадающих девушек очень много, то курицу или петуха пускают в середину круга, составленного из колец и перстней, принадлежавшим разным девушкам. Чье кольцо, перстень или серьгу клюнет птица, та выйдет замуж в течение этого года. Но выйти замуж вообще не трудно, каково быть замужем? — задается вопросом каждая из девиц. В этом случае девушка-гадательница применяет, как выше сказано, к делу гадания воду, хлеб, уголь и кольца. Затем пускает курицу. Если курица
или петух пьют воду, то муж будет пьяница. Если будет есть .хлеб, то муж будет достаточный, когда же примется за уголь, то муж будет бедняк, или, как говорится, прогорит, золотое кольцо клюнет — богач, серебряное — достаточный, медное — скудный по труду, иногда волокита.
Иногда бывает и так, что гадательницы делают в просторной избе несколько таких кругов, каждая для себя, и приносит  каждая девушка курицу из своего дома.
В Костромской губернии, во время святок, холостяки и молодежь ходят по птичьим закутам или дворам и, зажмурив глаза, снимают курицу с насеста (нашестка, наседала), по цвету курицы судят о цвете волос суженого или суженой.
В Сибири в это время гаданий впускают на середину комнаты курицу с петухом, пускают по полу и замечают: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый; но  если курица будет храбриться, то это знак того, что жена будет одерживать верх над мужем.

Гадание на лошадях

Выводят из конюшни лошадей не иначе, как через оглоблю или через какую-нибудь жердь. Если лошадь зацепит за оглоблю или жердь ногами, то для девушки — муж сердитый и несчастная жизнь. Когда же лошадь удобно перешагнет, не зацепив жердь или оглоблю, то для девушки предстоит счастливое житье со смирным, ласковым мужем. Иногда садятся на лошадь, у которой завязаны глаза, и пускают из ворот по воле; в какую сторону лошадь изберет путь, туда девушке замуж выходить.

Гадание у ворот

Выходят к забору или просто, стоя за воротами во время ночи, и говорят: «Залай-залай, собаченька! Залай, серый волчок! — где залает собаченька, там живет мой суженый!»
Мнение вообще таково, что, где девушка услышит собачий лай, туда непременно будет отдана замуж, слышавшая лай девушка, и чем глуше и дальше слышен будет лай, тем дальше она будет отдана замуж. Притом лай хриплый значит — брак со стариком, звонкий и тонкий лай — молодой жених.

Гадание башмаком 

Девушки снимают с левой ноги башмак и кидают их за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана кидающая; когда же башмак ляжет носом к воротам, из которого выкинут башмак, то девушке в этот год — жить дома и не выходить замуж.

Гадание топором 

Это гадание относится к древним. Плиний свидетельствует, что этого рода гадание внесено в Грецию Остонесом при Ксерксе I и употребляли его для узнавания виновного. Вбивали в топор деревянный кол и держали его обеими руками так, что вращать кол было очень легко и при вращении произносили имена подозреваемых. На чьем имени он покривится, тот и оказывается виновным. Ныне, если хотят погадать, выйдет ли девушка в нынешнем году замуж, при вращении топора упоминают имена девушек и та из них выйдет, на чьем имени топор покривится.

Гадание на луковицах

Берут несколько луковиц и замечают каждую из них; эти луковицы кладут на землю; чья луковица ранее даст росток, та из девушек выйдет прежде других замуж.

Гадание на поленьях

Девушки подходят к поленнице задом или прищурясь и берут из нее без выбора, которой какое полено попадется. Затем каждая свое осматривает, из чего заключают о будущем женихе, например, гладкое полено в тонкой ровной коре предсказывает хорошего красивого жениха; полено с шероховатой корой — некрасивого на вид; в толстой, но хорошей коре — богатого. Полено местами ободранное — нуждающегося; без коры — бедного; толстое полено — сильного, толстого; с сучками — большая семья и по числу сучьев судят о числе людей в семье; кривое — урода или с какими-нибудь физическими недостатками.

Гадание воском, оловом или свинцом

В некоторых областях Германии, так и в России, на святках льют воск или олово в воду и по вылитым фигурам заключают о своем жребии, о счастье, несчастье, неудаче, урожае или голоде.

Гадание на зборнике (головной убор) 

Когда девушка желает знать, что случится в этом году, то берет три вещи: зборник или другую какую принадлежность головного убора, кусок хлеба и кусок дерева и кладет все вещи в пустой, чистый горшок, иногда сопровождая все это приличными наговорами. Потом, закрыв или завязав глаза, подходит к горшку и берет первое, что попадется. Если попадется ей в руку головной убор — выйти замуж, часть хлеба — оставаться девушкой, а кусок дерева — гроб.

Гадание лучиной

Если девушка желает узнать, проживет ли она этот год, то, взяв в руки березовую лучину, бежит к роднику реки или к колодцу, мочит эту лучину и, возвратившись домой, зажигает ее на огне; у которой скоро загорится она, то это знак долгой жизни, а у которой не загорится вовсе, то умрет; у которой будет гореть с треском и гореть не особенно ровно, то в течение года девушка будет хворать.

Гадание на коровьей или воловей коже

Несколько девушек берут столешник, хлеб, ножик и коровью сырую кожу, идут на перекресток или на прорубь, расстилают там кожу, кладут на нее хлеб и ножиком очерчивают круг, в пределах которого и садятся, закрыв себя столешником или скатертью, и, ухватив друг друга за мизинец, делают завещание, чтобы судьба известила их, что случится в нынешнем году, и в таинственной тишине ночи слушают: одной слышится, что едут женихи большим поездом, другой чудится, что на поле большое собрание народа, знак обильной жатвы.

Гадание на сковороде

Чтобы узнать имя будущего жениха, девушки кладут на стол солому, сбитую в ком, на этот ком ставят сковороду, а на сковороду кладут камень и льют немного воды. После этого потихоньку и медленно начинают каждая из девушек вынимать по соломинке и из звука, производимого камнем на сковороде при колебании, воображают что слышат имя будущего жениха.
То же делают так: наливают на сковороду воды и кладут камни; сверх этого всего кладут растрепанные хлопья льна или пеньки, зажигают их и накрывают горшком. Когда вода сильно заклокочет, то, по замечанию суеверов, у невестки будет сварливая свекровь.

Гадание на кольце, хлебе и крючке 

Положив на пол кольцо, крючок из соломы и кусок хлеба, покрывают эти три предмета платком, из-под которого потом и вынимают, кому какая вещь достанется. Если вынется кольцо, то жених будет щеголь, если хлеб — богач, а если крючок, то — бедняк. Бедный крюк в смысле того, что бедняк всегда горбится от труда и перед всеми изгибается.

Гадание у омета соломы 

Подходят к омету соломы, закинув голову назад, берут ртом соломинку; если она будет с колосом, то примечают, что вышедшая замуж будет богата, если соломинка попадется без колоса, то — жизнь будет бедная.

Гадание на перекрестке в полночь

Девушки выходят на перекресток и, загадав каждая из них о своем будущем женихе, очерчивают круг и, стоя в нем, прислушиваются и, когда почудится им звон колокольчиков или смех, или веселое пение, то заключают, что — быть замужем. Если же послышится плач или унылое пение, то значит — умереть. На перекрестке также смотрят в зеркало и видят своего суженого и ряженого.

Гадание под окном

В полночь гадающие девушки садятся у окон, и каждая из них приговаривает: «Суженый, ряженый! Поезжай мимо окна!» Если которая из них услышит поезд с криком и свистом,  то предрекает себе веселую и счастливую жизнь.

Гадание на бобах

Еще в начале XVII века существовало гадание на бобах, как это видно из Потребника мирского, где запрещается верить бобам, и также из народной пословицы: «Чужую беду бобами разведу, а к своей-то беде и ума не приложу». Гадание это производится так: берут 41 боб и раскладывают на 9 кучек по столу в три линии таким образом.
Прежде всего, делают только три кучки из 41 боба без счета, а по виду; затем из первой отсчитывают 4 боба, которые и кладут в сторону таким образом: из первой кучки откладывают 4, 3, 2 и 1 боб; последний будет для образования первой кучки второго ряда.
Потом принимаются за вторую кучку из трех первоначальных и поступают с ней так же, как и с первой; остаток присоединяют ко второй линии для образования в ней второй кучки. Наконец, поступив таким образом, получим в первом ряду 3 кучки, в каждой из которых будет не более как по 4 боба.
Второй ряд, или линия, должен производиться из тех кучек, где бобы отсчитаны по 4, все эти бобы нужно также разложить на произвольные три кучки.
Потом нужно образовать третий ряд, только он не отсчитывается, а просто делится весь остаток от первых двух линий на произвольные последние три кучки. При этом нужно иметь в памяти слова: желаю, надеюсь, исполнится.
В первом ряду средняя из трех кучек у гадальщиц названа головой, третья кучка — рукой, средняя со второй — сердцем. В третьей третья кучка — ногой в походе. Эти кучки считаются главными, а потому и выбирают при загадывании ту из них, которая подходит ближе к вопросу, так как:
1) голова содержит ответы на вопрос об уме, способностях и об характере;
2) рука. Имение, богатство, бедность;
3) сердце. Печаль, радость, чувство, любовь;
4) нога в походе — путешествие, дорога, письма, отъезд. Лишь только будет подходить вопрос к одной из четырех кучек, то посмотрите, сколько будет в ней зерен: если чет, то неблагоприятное,  а  если нечет,   то   —   благоприятный вывод. Причем нужно также осведомляться для соображения с первой кучкой  той же линии, или ряда, где видим ответ на вопрос, потому что, если видим нечет в вопрошаемой кучке,  то есть  — благополучие, а в первой кучке того же ряда — чет, то, значит, будет препятствие, но окончится к вашему благополучию.

Гадание ключом

Для такого гадания берут какой-нибудь ключ, преимущественно старый, закладывают его бородкой между листов переплетенной книги, которую при этом крепко завязывают. Понятно, что защемленный ключ должен держаться крепко между страниц книги. Тогда за кольцо или дужку ключа вешают книгу на веревку к потолку и загадывают, кто выйдет из числа предстоящих здесь девушек замуж. Если книга до сих пор висела неподвижно, то она при чьей-либо фамилии перевернется, что и служит знаком того, что та девушка, при имени которой книга сделала движение, будет замужем в этом году.
Точно так же иногда, конечно, давно, узнавали виноватого при выкликании имени подозреваемых лиц.

Гадание на священной книге 

Берут какую-нибудь книгу, Преимущественно духовного содержания, и, не раскрывая ее, задают себе цифру страницы и строчку сверху или снизу наобум. Потом открывают эту страницу и читают. То, что вычитается из определенной заведомо страницы и строчки, служит ответом на задуманный вопрос. Если будет ответ не прямой, то его растолковывают по-своему.

Гадание на зеркалах

Гадание на зеркалах производят только самые смелые девушки, которым более осязательно и более серьезно хочется ознакомиться со своей будущностью. Гадание на зеркале или наведение зеркал всегда сопряжено с тишиной и молчанием, а вместе с тем с без людностью, для чего избирается ночь.
Средств к гаданию на зеркалах много, вот некоторые:
а) В темном покое ставят на стол зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка входит в покой и смотрит
через свечу в зеркало, где и видит своего суженого. Но этому
верить нельзя, она скорее себя увидит, чем незнакомое лицо.
б) В Сибири ставят два зеркала, одно против другого; перед
одним девушка ставит 2 свечи на стол, а другое зеркало ставит
за собой, таким образом поместившись между двух зеркал,
очерчивает вокруг себя зажженной лучиной, которой был зажжен огонь в сочельник, глядит внимательно в поставленное перед собой зеркало. Тут непременно покажется суженный, который будет глядеть через плечо девушки. Нужно вовремя зачураться, а не оглядываться.
в) Гадание посредством зеркала, вероятно, занесено к нам в
Россию, а не русское наше, как и многие из гаданий. Вечером
берут два зеркала, если можно, равной величины, и, если можно большие, и устанавливают одно против другого, освещая их при помощи двух свеч с того и другого края. Лучше всего держать зеркало против освещенного стенного зеркала и держать в руках так, чтобы из направленных зеркал в стенном образовался длинный коридор, освещенный огнями. Разумеется, лучше всего, когда зеркала безукоризненно чисты и без пузырей и других пороков. Когда зеркала будут установлены одно против другого и освещены двумя свечами одинаковой высоты, то гадающая особа должна удалить из комнаты кошек, собак, птиц и посторонних лиц, кроме разве одной или двух скромных особ, интересующихся одинаково с особой гадающей или для повадности. Со стороны этих последних особ, однако же, требуется не смотреть в зеркало, не подходить к гадающему лицу и не разговаривать. Особа, севшая гадать, должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал, направленных стеклами одно против другого.
Время для этого гадания определить нельзя, можно просидеть далеко за полночь и ничего не увидать, можно вздремнуть и во сне видеть многое; но вообще говорят, что зеркало перед началом видения тускнеет, свечи также теряют свой первоначальный свет и вот тут-то нужно обратить усиленное внимание, чтобы вскорости увидеть что-нибудь. Некоторые говорят, что если сосредоточить на какую-нибудь неподвижную точку все свое внимание, то проявляются у многих нервных особ признаки сна или забытья, во время которого они теряют сознание, слух утрачивается на мгновение, даже самая мысль запутывается. Опыты эти каждый испытал на себе, глядя в бесконечную даль, углубляясь в чтение книги; из последнего понятно, что многие не могут читать книги без того, чтобы не задремать.
К этому гаданию вообще способны нервные, впечатлительные особы с воображением; но больные, истерические ипохондрики не должны браться за это дело, потому что испуг от виденного может потрясти организм.

Приглашение ужинать

Накрыв стол для суженого, ставят два прибора, хлеб, соль, ложки, только не кладут вилок и ножей. Около полуночи девушка, испытывающая свое будущее, садится за стол одна, очерчивается и говорит: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать». Лишь только пробьется полночь, является жених в том самом наряде, в котором он должен быть при бракосочетании, и садится за стол.    
На всякий случай берут с собой петуха, для того, что если не поможет зачурание и гость засидится, то надобно хорошенько дернуть петуха, тогда он запоет и видение исчезнет. Говорят, если призрак что-либо вынет из кармана и положит на стол, то 
стоит только зачурать и видение пропадет, а оставленный предмет останется во владении девушки. Появление призрака или суженого имеет предварительные признаки: вой и свист ветра, серный запах, иногда смрадный.

Гадание на полотенце 

Вывешивают белое полотенце из окошка на ночь со словами: «Суженый, ряженый, приди и утрися». Если вскоре затем полотенце будет вымочено, то, значит, в этот год быть девушке, которая вывесила его, замужем; а если к утру снимет его сухим, то не выйти в том году.

Гадание у церковных дверей

Это гадание принадлежит к подслушиванию и по своему характеру должно быть преследуемо духовенством, так как суевериям не должно осквернять храм Господа. Девушки ходят к церковным дверям и окнам и слушают во время ночи, что им будет слышно. Если услышит погребальное пение — то смерть той в наступающем году, если свадебное пение, то — быть замужем.

Гадание у бани

Нелепое, невежественное гадание было в старину в большом ходу; оно состояло в том, что, отворив немного дверь бани, девушки обнажали некоторые части, подходили к двери поочередно и говорили под прикрытием сумрака ночи довольно несвойственную для девушек и тем более девственниц фразу, с предложением домовому прикоснуться рукой к обнаженной части тела. Если девушка чувствовала руку мохнатую — то предполагался богатый жених в этом году, а холодная рука — бедного, шершавая — характерного.

Гадание на курице и петухе 

Связывают хвостами вместе петуха и курицу, сажают под решето и наблюдают, которая из птиц потянет за собой другую. Если петух, то для загадывающей особы муж будет ее держать в руках строго, если же курица потащит петуха, то, значит, жена будет начальствовать над мужем.

Мостик

Собрав от веника прутиков, кладут их сложенными вроде мостика под подушку. Та, которая кладет такой мостик, ложась спать, приговаривает: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Суженый, если явится во сне и переведет через мост, значит, быть замужем в этом году.

Пересол

Едят перед сном что-либо соленое или пересоленную пищу. Ложась спать, говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст». Иногда просто берут наперсток воды и наперсток соли, смешивают и пьют. Понятно, что может и приснится что-нибудь подобное во сне, потому что Жажда будет преследовать солоно наевшегося спящего.

Снег

Ложатся навзничь в снег и поутру ходят смотреть: если след остался по-прежнему гладким, то муж будущий будет смирен и спокоен, если же это место иссечено, то вздорный и драчливый.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

ГДЕ, КОГДА И ЗАЧЕМ РОДИЛСЯ ХРИСТОС?

В ЧЁМ ФЕНОМЕН ГАДАНИЯ?

ГАДАНИЕ НА КОФЕ ПОД РОЖДЕСТВО

Категория: News | Добавил: voxspiritus (06.01.2005)
Просмотров: 8358 | Теги: гадание, мистика, магия, традиции, рождество | Рейтинг: 5.0/156