«В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются узнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло один из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава само слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад; Сад - так называлась богиня счастья, а по другим от санскритского Сад. - исследовать, по третьим - Садат — испытывать. Само же гадание в древности было служение богине Гаде (Фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях, или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбой называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или пользе других, почему волхвование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы. Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью. Гадание на вещах Молодые люди обоего пола собираются на вечер, берут кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и кладут их под блюдо вместе с кусочками хлеба, накрывают чистым полотенцем. После этого участвующие в гадании поют песню, посвященную хлебу и соли и потом другие подблюдные песни. По окончании каждой, запустив руку и отвернувшись от блюда, из-под закрытого блюда вынимают какой-нибудь предмет, попавшийся первым под руку. Это нечто вроде домашней лотереи. К тому применялось содержание песни, из которой выводится себе предвещание. Хоронение золота, или как золото хоронить Не нужно быть хорошим наблюдателем даже, чтобы видеть, в каком высоком почтении было исстари золото и как оно даже сейчас служит эмблемой выражения богатства, достоинства, красоты, приязни и прочего. Окличка прохожих и проезжих Это гадание состоит в том, что во время вечера или ночи выходят из дома и, стоя у калитки, девушки спрашивают у мужчин словами: «Как ваше имя?» с тою целью и уверенностью, что будущий жених будет иметь тоже самое имя и ту же красоту, которую имеет виденный и опрошенный. В Ярославской губернии окликают с блином на голове. Подслушивание. Стоглав говорит, что окличка была древним народным суеверием, что гадатели и гадательницы ходят слушать под окна чужих домов и, судя по услышанным ими словам, веселому или неприятному разговору, предрекают себе приятную или скучную жизнь, бранчливого или ласкового мужа. Заключения под чужими окнами через подслушивание бывают самыми разнообразными и выводятся из того, кого слышат: старого или молодого, пьяного или трезвого, мужчину или женщину. Такие подслушивания производятся у окон или дверей жилых изб или у окон домов. Гадание на курицах Сняв с насеста курицу, чаще петуха, приносят в ту комнату, где заранее приготовлены на полу в трех местах вода, хлеб, серебряные и даже медные кольца, серьги и другие мелкие вещи. Птицу пускают на пол и смотрят: какую вещь она клюнет или за что примется прежде всего, имея в виду, что птица ночью или вечером бывает слепа и по естественной привычке клевать что ни попадя, клюнет что-либо из предметов, положенных на полу. Гадание на лошадях Выводят из конюшни лошадей не иначе, как через оглоблю или через какую-нибудь жердь. Если лошадь зацепит за оглоблю или жердь ногами, то для девушки — муж сердитый и несчастная жизнь. Когда же лошадь удобно перешагнет, не зацепив жердь или оглоблю, то для девушки предстоит счастливое житье со смирным, ласковым мужем. Иногда садятся на лошадь, у которой завязаны глаза, и пускают из ворот по воле; в какую сторону лошадь изберет путь, туда девушке замуж выходить. Гадание у ворот Выходят к забору или просто, стоя за воротами во время ночи, и говорят: «Залай-залай, собаченька! Залай, серый волчок! — где залает собаченька, там живет мой суженый!» Гадание башмаком Девушки снимают с левой ноги башмак и кидают их за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана кидающая; когда же башмак ляжет носом к воротам, из которого выкинут башмак, то девушке в этот год — жить дома и не выходить замуж. Гадание топором Это гадание относится к древним. Плиний свидетельствует, что этого рода гадание внесено в Грецию Остонесом при Ксерксе I и употребляли его для узнавания виновного. Вбивали в топор деревянный кол и держали его обеими руками так, что вращать кол было очень легко и при вращении произносили имена подозреваемых. На чьем имени он покривится, тот и оказывается виновным. Ныне, если хотят погадать, выйдет ли девушка в нынешнем году замуж, при вращении топора упоминают имена девушек и та из них выйдет, на чьем имени топор покривится. Гадание на луковицах Берут несколько луковиц и замечают каждую из них; эти луковицы кладут на землю; чья луковица ранее даст росток, та из девушек выйдет прежде других замуж. Гадание на поленьях Девушки подходят к поленнице задом или прищурясь и берут из нее без выбора, которой какое полено попадется. Затем каждая свое осматривает, из чего заключают о будущем женихе, например, гладкое полено в тонкой ровной коре предсказывает хорошего красивого жениха; полено с шероховатой корой — некрасивого на вид; в толстой, но хорошей коре — богатого. Полено местами ободранное — нуждающегося; без коры — бедного; толстое полено — сильного, толстого; с сучками — большая семья и по числу сучьев судят о числе людей в семье; кривое — урода или с какими-нибудь физическими недостатками. Гадание воском, оловом или свинцом В некоторых областях Германии, так и в России, на святках льют воск или олово в воду и по вылитым фигурам заключают о своем жребии, о счастье, несчастье, неудаче, урожае или голоде. Гадание на зборнике (головной убор) Когда девушка желает знать, что случится в этом году, то берет три вещи: зборник или другую какую принадлежность головного убора, кусок хлеба и кусок дерева и кладет все вещи в пустой, чистый горшок, иногда сопровождая все это приличными наговорами. Потом, закрыв или завязав глаза, подходит к горшку и берет первое, что попадется. Если попадется ей в руку головной убор — выйти замуж, часть хлеба — оставаться девушкой, а кусок дерева — гроб. Гадание лучиной Если девушка желает узнать, проживет ли она этот год, то, взяв в руки березовую лучину, бежит к роднику реки или к колодцу, мочит эту лучину и, возвратившись домой, зажигает ее на огне; у которой скоро загорится она, то это знак долгой жизни, а у которой не загорится вовсе, то умрет; у которой будет гореть с треском и гореть не особенно ровно, то в течение года девушка будет хворать. Гадание на коровьей или воловей коже Несколько девушек берут столешник, хлеб, ножик и коровью сырую кожу, идут на перекресток или на прорубь, расстилают там кожу, кладут на нее хлеб и ножиком очерчивают круг, в пределах которого и садятся, закрыв себя столешником или скатертью, и, ухватив друг друга за мизинец, делают завещание, чтобы судьба известила их, что случится в нынешнем году, и в таинственной тишине ночи слушают: одной слышится, что едут женихи большим поездом, другой чудится, что на поле большое собрание народа, знак обильной жатвы. Гадание на сковороде Чтобы узнать имя будущего жениха, девушки кладут на стол солому, сбитую в ком, на этот ком ставят сковороду, а на сковороду кладут камень и льют немного воды. После этого потихоньку и медленно начинают каждая из девушек вынимать по соломинке и из звука, производимого камнем на сковороде при колебании, воображают что слышат имя будущего жениха. Гадание на кольце, хлебе и крючке Положив на пол кольцо, крючок из соломы и кусок хлеба, покрывают эти три предмета платком, из-под которого потом и вынимают, кому какая вещь достанется. Если вынется кольцо, то жених будет щеголь, если хлеб — богач, а если крючок, то — бедняк. Бедный крюк в смысле того, что бедняк всегда горбится от труда и перед всеми изгибается. Гадание у омета соломы Подходят к омету соломы, закинув голову назад, берут ртом соломинку; если она будет с колосом, то примечают, что вышедшая замуж будет богата, если соломинка попадется без колоса, то — жизнь будет бедная. Гадание на перекрестке в полночь Девушки выходят на перекресток и, загадав каждая из них о своем будущем женихе, очерчивают круг и, стоя в нем, прислушиваются и, когда почудится им звон колокольчиков или смех, или веселое пение, то заключают, что — быть замужем. Если же послышится плач или унылое пение, то значит — умереть. На перекрестке также смотрят в зеркало и видят своего суженого и ряженого. Гадание под окном В полночь гадающие девушки садятся у окон, и каждая из них приговаривает: «Суженый, ряженый! Поезжай мимо окна!» Если которая из них услышит поезд с криком и свистом, то предрекает себе веселую и счастливую жизнь. Гадание на бобах Еще в начале XVII века существовало гадание на бобах, как это видно из Потребника мирского, где запрещается верить бобам, и также из народной пословицы: «Чужую беду бобами разведу, а к своей-то беде и ума не приложу». Гадание это производится так: берут 41 боб и раскладывают на 9 кучек по столу в три линии таким образом. Гадание ключом Для такого гадания берут какой-нибудь ключ, преимущественно старый, закладывают его бородкой между листов переплетенной книги, которую при этом крепко завязывают. Понятно, что защемленный ключ должен держаться крепко между страниц книги. Тогда за кольцо или дужку ключа вешают книгу на веревку к потолку и загадывают, кто выйдет из числа предстоящих здесь девушек замуж. Если книга до сих пор висела неподвижно, то она при чьей-либо фамилии перевернется, что и служит знаком того, что та девушка, при имени которой книга сделала движение, будет замужем в этом году. Гадание на священной книге Берут какую-нибудь книгу, Преимущественно духовного содержания, и, не раскрывая ее, задают себе цифру страницы и строчку сверху или снизу наобум. Потом открывают эту страницу и читают. То, что вычитается из определенной заведомо страницы и строчки, служит ответом на задуманный вопрос. Если будет ответ не прямой, то его растолковывают по-своему. Гадание на зеркалах Гадание на зеркалах производят только самые смелые девушки, которым более осязательно и более серьезно хочется ознакомиться со своей будущностью. Гадание на зеркале или наведение зеркал всегда сопряжено с тишиной и молчанием, а вместе с тем с без людностью, для чего избирается ночь. Приглашение ужинать Накрыв стол для суженого, ставят два прибора, хлеб, соль, ложки, только не кладут вилок и ножей. Около полуночи девушка, испытывающая свое будущее, садится за стол одна, очерчивается и говорит: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать». Лишь только пробьется полночь, является жених в том самом наряде, в котором он должен быть при бракосочетании, и садится за стол. Гадание на полотенце Вывешивают белое полотенце из окошка на ночь со словами: «Суженый, ряженый, приди и утрися». Если вскоре затем полотенце будет вымочено, то, значит, в этот год быть девушке, которая вывесила его, замужем; а если к утру снимет его сухим, то не выйти в том году. Гадание у церковных дверей Это гадание принадлежит к подслушиванию и по своему характеру должно быть преследуемо духовенством, так как суевериям не должно осквернять храм Господа. Девушки ходят к церковным дверям и окнам и слушают во время ночи, что им будет слышно. Если услышит погребальное пение — то смерть той в наступающем году, если свадебное пение, то — быть замужем. Гадание у бани Нелепое, невежественное гадание было в старину в большом ходу; оно состояло в том, что, отворив немного дверь бани, девушки обнажали некоторые части, подходили к двери поочередно и говорили под прикрытием сумрака ночи довольно несвойственную для девушек и тем более девственниц фразу, с предложением домовому прикоснуться рукой к обнаженной части тела. Если девушка чувствовала руку мохнатую — то предполагался богатый жених в этом году, а холодная рука — бедного, шершавая — характерного. Гадание на курице и петухе Связывают хвостами вместе петуха и курицу, сажают под решето и наблюдают, которая из птиц потянет за собой другую. Если петух, то для загадывающей особы муж будет ее держать в руках строго, если же курица потащит петуха, то, значит, жена будет начальствовать над мужем. Мостик Собрав от веника прутиков, кладут их сложенными вроде мостика под подушку. Та, которая кладет такой мостик, ложась спать, приговаривает: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Суженый, если явится во сне и переведет через мост, значит, быть замужем в этом году. Пересол Едят перед сном что-либо соленое или пересоленную пищу. Ложась спать, говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст». Иногда просто берут наперсток воды и наперсток соли, смешивают и пьют. Понятно, что может и приснится что-нибудь подобное во сне, потому что Жажда будет преследовать солоно наевшегося спящего. Снег Ложатся навзничь в снег и поутру ходят смотреть: если след остался по-прежнему гладким, то муж будущий будет смирен и спокоен, если же это место иссечено, то вздорный и драчливый. ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: | |
| |
Просмотров: 8358 | | |