menu
Главная » Статьи » News

Татьяна Чемякина. Любой ребенок гениален

Когда попадаешь в школу академика Щетинина, кажется, что его преподаватели сошли на земли Синегорья, где расположен лицей, с полотен древних мастеров.

Глубокие глаза, негромкий проникновенный голос, неспешные движения. Молодые, талантливые, активные и универсальные во всех науках педагоги в содружестве со своими учениками в середине лета набирают новых лицеистов. Об особенностях набора в лицей и специфике преподавания в нем мы беседуем с учителем Татьяной Михайловной Чемякиной.

- Татьяна Михайловна, в образовании только заговорили об универсальном учителе, а у вас в лицее все педагоги являются таковыми. Как этого достигли?

- Все преподаватели – бывшие наши лицеисты. Михаил Петрович взрастил нас всех. Опыт преподавания накапливался параллельно с получением высшего образования. Когда мы получили дипломы педагогов, то уже имели многолетний опыт работы. 

Наша цель – сформировать универсального учителя. Ведь от детей мы требуем, чтобы они все предметы знали, а учитель, как правило, знает лишь одну дисциплину. Мы пришли к мысли о том, что нельзя требовать от ребенка того, чем ты сам не владеешь, поэтому, все наши преподаватели универсальны. Все в этом направлении постоянно растут, кто-то имеет опыт подготовки к ОГЭ по нескольким предметам, кто-то – к ЕГЭ. Но абсолютно всегда мы стараемся показать ребенку, что мир един, а различные школьные предметы - лишь взгляды на мир. Это понятно ребенку, естественно для него, ведь разделение на науки  искусственно, это понимают все. Поэтому когда мы разбираем некое явление, то показываем, что и в физике, и в химии, и в математике все об одном. Тогда ребенку психологически легче воспринимать информацию. 

- Вы участвовали не в одном наборе лицеистов. Меняется ли уровень новеньких с годами?

- Особенность миропонимания наших учителей такова, что педагог смотрит на своих учеников, как на отражение самого себя. Мое глубокое убеждение – к тебе приходят такие ученики, каков ты сам. Это первое.
Насколько ты к ним нашел подход, насколько сумел подобрать ключики, настолько хорошо они будут сдавать экзамены. Я абсолютно уверена в том, что любой ребенок гениален и может дойти до самой высокой вершины. Важно увидеть, каким образом найти к нему подход, как его раскрыть, точнее как ему помочь полностью раскрыться. 

Зачастую мы своими представлениями мешаем детям развиваться. Я верю, когда мы сами внутри меняемся к лучшему, к нам и дети приходят лучше.

- Какова особенность набора этого года?

- В этом наборе мне довелось работать с самыми юными поступающими. Чем младше ребенок, тем  интереснее с ним. Маленькие дети ближе к истоку. Они очень открыты и к информации, и к человеку,  очень добрые, живые.

Мы с ними на вступительных испытаниях проходим  химию, они так легко ее берут!  Им всем 10-11 лет, они спокойно принимают  ту информацию, которую традиционно преподают в 13-14 лет. На мой взгляд, важно не убедить ребенка в том, что это сложно. У него нет никаких ограничений внутри, он будет изучать и тригонометрию, и математический  анализ в любом возрасте, если его не убедить в том, что это в его возрасте невозможно.

Зачастую, преподаватели говорят: «Мой предмет (например, химия или математика) - самый трудный! Будешь его изучать, когда вырастешь!» Но, на самом деле, это идет от стереотипов преподавателей, от устоявшегося представления, что и в каком возрасте нужно объяснять. Но ведь все дети разные.

- А почему в вашем лицее трудные предметы объясняют интересно?

- Мы с детьми сотрудничаем, я не одна работаю, у меня лаборатория, куда входят мои ученики, которые также являются учителями. Они мне помогают - ловят моменты, как легче объяснить, как понятней, доходчивей, как на доступном языке сделать сложное простым. 

Каждый год новый набор позволяет мне яснее увидеть ту же химию, или математику, различные предметы. Поэтому каждый набор я благодарю. Думаю, что все дети очень талантливы и что они хорошо сдадут экзамены.

- Откуда такое уважение к детям, ведь этому не учат в педагогических вузах?

- Мы все, и я в том числе, стараемся смотреть на ребенка, как на высоту. Эту искру во всех нас зажег Михаил Петрович. Он  удивительно тонко чувствует человека и ко всем людям относится с таким уважением, с такой проникновенной любовью, что всегда, в общении с ним, любой чувствует свою высоту. Каждый начинает понимать, что он хороший, что он умный, талантливый. Михаил Петрович обладает потрясающей способностью видеть  в человеке только Божественное начало. Он никогда не сравнивает людей, в каждом находит уникальность, которая человека укрепляет, вдохновляет и он, пообщавшись всего лишь некоторое время с Михаилом Петровичем,  может вдохновиться на всю жизнь. Это очень важно.

- Лично в вашей судьбе встреча с академиком Щетининым тоже сыграла решающую роль?

- Моя история удивительная. Я не собиралась поступать в лицей, поскольку, когда я о нем  узнала, мне было 17 лет, и среднюю школу я уже закончила. На отдыхе мы приехали сюда к нашим знакомым и попали на встречу с Михаилом Петровичем. После этой встречи у меня осталось ощущение мечты, я подумала: «Вот оно то место, где мне хотелось бы реализоваться – жить и работать». Не было сомнений, что я здесь останусь и что у меня все получится. 

Я приехала домой, поговорила с родителями. Они были против, так как начитались в интернете различных мнений. Они переживали за меня, за мою судьбу. Но, поверив мне и моей мечте, отпустили. И теперь, видя, что я счастлива, не жалеют об этом. Они видят, что я нашла дело своей жизни. Они во всем меня поддерживают.

Попав в школу, я оказалась в роли абитуриента, работала среди лицеистов, проживая такую же жизнь, какой живут все они. Потом я поступила в Университет и закончила его. У меня сейчас два высших образования, я закончила  Аспирантуру и на данный момент являюсь универсальным преподавателем. 

- К вам стремятся попасть ученики со всего света. На ваш взгляд, стоит ли распространять опыт вашей работы на другие школы?

- Сложный вопрос. Школа Щетинина – это школа Щетинина. Мы приветствуем новые направления в образовании, которые ведут к оздоровлению ребенка и в физическом, и в психическом плане. Но, мне кажется, должна быть личность, которая все формирует вокруг  себя, болеет за ребенка, за образование. Тогда все сложится. Будет команда, мы готовы сотрудничать. 

Также само местоположение школы, земля, на которой она стоит, должна вдохновлять, создавать определенный образ школы, в зависимости  от того, где это происходит – Германия, Австралия, Сибирь… Одну и ту же школу нельзя создать везде. Однозначно, общий вектор будет. Мы такие начинания поддерживаем. Но почему-то не всегда хватает сил, стремления у людей самим взять, организовать и вести за собой. Михаил Петрович в этом смысле гигант. То, что он сделал, то, что он перенес, то, что он утвердил, не смотря ни на что, выстоял, выстроил нашу школу,  вызывает огромное уважение и восхищение. Это характер, это воля. Чтобы организовать школу, нужны такие люди, которые это могут делать. Мы готовы сотрудничать.

- Какое значение в мировом образовании занимает ваш лицей?

- Если без ложной скромности…  Мы аккредитованы в Париже, как лучшая образовательная система мира. И в России мы также признаны лучшей образовательной системой. Это не к тому, чтобы мы гордились. Мы хотим, чтобы ребёнок был счастлив. И это стремление позволяет нам быть лучшими. 

Современная система образования зажата в рамки Госстандартов, учителя делают множество отчетов, заполняют миллионы бумаг, им не всегда хватает времени уделить внимание ребенку настолько, насколько они бы хотели. Мы стараемся ребенка всегда держать в центре. И поэтому у нас получается лучшая образовательная система. Ведь она творится самим ребенком. В этом году пришли новые дети, и они будут участвовать в усовершенствовании нашей образовательной модели. Это обязательно! И каждый новый набор детей делает нашу систему еще лучше. Это позволяет нам быть всегда на пике. Мы строимся детьми, которые чувствуют, что для них лучше. Мы небольшая капелька, но, как известно, всего лишь одна капелька может структурировать воду целого океана. И мы верим, что это так!

Светлана Мельникова (фото автора и Андрея Полякова)

Категория: News | Добавил: voxspiritus (30.06.2017)
Просмотров: 7524 | Теги: образование, наука, Школа Щетинина | Рейтинг: 5.0/133