search
menu
person

События и Комментарии


Веды – правда и вымысел

Тотальное невежество – один из основных признаков нынешнего времени. Из каждого утюга вещают неповторимую чушь всякие «ведуны», «коучи» и прочая подобная недалекая публика.

Апломб их велик – они якобы обладают древними знаниями, на основе которых только и возможно быть счастливым и богатым. Эти безграмотные деятели прекрасно осознают, что есть ещё более отсталые слои народонаселения, готовые не только поверить в сверхъественную биллеберду, но и заплатить за неё. Выбор, конечно, за дураками, никто не может им запретить потреблять всякую чушь. Но людям, которые обладают хоть мало-мальским интеллектом, можно попробовать уже и напрячь собственный мозг и включить логику, чтобы понять суть вещей. 

Сегодня исподволь вброшено понятие о существовании славяно-арийских вед, которые якобы существуют с глубокой древности, и на основании коих якобы идёт правильное развитие слявян. Спешим порадовать всех легковерных – никаких славяно-арийских вед никогда не было и нет. Ибо должен быть письменный источник, подтверждённый наукой. Но его нет. А поскольку нет письменного достоверного источника, то всё остальное – откровенное враньё. Вера, конечно, вещь удивительная, если человек во что-то верит, то разубедить его практически невозможно. Но для тех, кто способен мыслить, всё-таки напомним о том, что такое настоящие Веды.

Согласно научной трактовке, Веды в переводе с санскрита означают «знание», «учение». Это сборник древних священных писаний индуизма.

Считается, что на протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме, а записаны довольно поздно по историческим меркам.  Индуизм считает, что  Веды апаурушея - несотворённые человеком, вечные богооткровенные тексты которые были даны человечеству через святых мудрецов. 

Существует четыре Веды:
- Ригведа - «Веда гимнов»
- Яджурведа - «Веда жертвенных формул»
- Самаведа - «Веда песнопений»
- Атхарваведа - «Веда заклинаний»

В Индии отношение к Ведам разнится в зависимости от той или иной религиозной традиции. Школы, которые признают богооткровенность Вед, называют астика. Буддизм, джайнизм  и сикхизм отвергают Веды и поэтому относятся к категории настика. 

Веды считаются одним из самых древних священных писаний в мире. Они составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Начало было положено при  составлении «Ригведы» около XVI века до н. э., а завершился созданием различных шакх в Северной Индии во времена Будды и Панини в V веке до н. э. 

Материалы, на которых записывались Веды -древесная кора или пальмовые листы не отличались долговечностью. Поэтому возраст дошедших до наших дней манускриптов не превышает нескольких сотен лет. Древнейшие манускрипты «Ригведы» датируются XI веком. В Бенаресском санскритском университете хранится манускрипт, датируемый XIV веком.

Индийский брахман, получивший европейское образование, по имени Бал Гангадхар Тилак (1856—1921) уверял, что Веды были созданы примерно за 4 500 лет до н. э. Аргументы Тилака основаны на филолого-астрономическом анализе текста Вед и комментариев к ним. Автор утверждал, что картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области Земли. Однако эта гипотеза не нашла поддержки среди учёных.

Индуисты считают Веды вечными, и не сотворёнными человеком. По их убеждениям, в начале каждого космического цикла, сразу после сотворения Вселенной, Брахма получает ведийское знание. В конце космического цикла ведийское знание уходит в непроявленное состояние, а затем появляется вновь в следующем цикле творения. Великие риши получают это знание и передают его в устной форме на протяжении миллионов лет. 

Более 5 000 лет назад, в конце Двапара-юги, ведийское знание было записано Ганешей под диктовку великого риши Вьясы в присутствии суты Уграшраваса и разделено на четыре Веды, которые также изложены в основной в форме афоризмов «Веданта-сутры».

Каждую Веду Вьяса передал для упорядочения одному из своих учеников. Пайла упорядочил гимны «Ригведы». Мантры были собраны Вайшампаяной в «Яджурведе». Джаймини собрал гимны, положенные на музыку и имевшие мелодию в «Самаведе». «Атхарваведа», представляющая собой собрание гимнов и чар, была упорядочена Сумантой.

Изучение ведийских писаний было организовано в ряде различных школ или направлений, которые на санскрите называются шакха. Каждая из них специализировалась на изучении определённых ведийских текстов. Существует несколько редакций каждой из Вед, ассоциируемых с рядом различных школ. В ведийских школах были разработаны сложные методы сохранения текста, которые основывались на запоминании наизусть вместо записывания. Для облегчения процесса запоминания использовались особые методы грамматического разбора и повторения текстов.

Традиционно правом слушать, изучать и читать Веды, обладали лишь «дваждырождённые», — представители трёх высших варн (брахманы, кшатрии и вайшьи). Шудрам, женщинам и млеччхам вышеперечисленное запрещалось. Брахманские тексты строжайше воспрещали шудрам изучение Вед. Наказание за ослушание предполагалось довольно суровое: «Если шудра услышит Веду, пусть зальют ему уши расплавленным воском или смолой; если он твердит священные тексты, пусть вырежут ему язык; если он хранит их в памяти, да рассекут ему тело надвое».

Различные ведийские школы создали свои комментарии к Ведам. Одним из самых известных комментаторов принято считать Саяну. Ведийские школы также произвели каталогизацию Вед, составив для каждой из них индекс анукрамани. Общий индекс всех Вед называется сарванукрамани.

Основными писаниями на санскрите являются самхиты - сборники мантр, которые предназначались для совершения огненных жертвоприношений во времена исторической ведийской религии. Они считаются самой древней частью Вед. 

Мантры в самхитах представлены в виде гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных формул, чар и т. д. и обращены к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином «дэвы» - «боги», «божественные», «небесные». Основными дэвами ведийского пантеона, которым посвящено больше всего гимнов и молитв, являются Рудра, Индра, Агни и Варуна. К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах. В отличие от основной самхиты эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.

В то время как самхиты и брахманы сосредоточены на ритуальных практиках, основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия. В них, в частности, обсуждается природа Брахмана, атман и реинкарнация. Араньяки и упанишады являются основой веданты — одной из шести теистических школ индуистской философии. Другая категория ведийских писаний, брахманы, представляют собой ритуальные тексты, описывающие детали жертвоприношений и комментирующие смысл жертвенного ритуала. Брахманы связаны с самхитой одной из Вед и являются отдельными текстами, за исключением Шукла Яджур-веды, где они частично интегрированы в самхиту. Важнейшая из брахман — «Шатапатха-брахмана», которая относится к «Шукла Яджур-веде». Брахманы также могут включать в свой состав араньяки и упанишады.

Учёные считают, что составление брахман, араньяк и основных упанишад канона «мукхья» завершилось в конце ведийского периода. Остальные упанишады, принадлежащие к канону «муктика», были составлены уже в послеведийский период.

К писаниям на ведийском санскрите также принадлежат некоторые сутры, такие как «веданта-сутры», «шраута-сутры» и «грихья-сутры». Учёные считают, что их составление (около VI века до н. э.), вместе с появлением Веданг, ознаменовало конец ведийского периода, после которого начали появляться первые тексты на классическом санскрите в период Маурьев.

Самхиту «Ригведы» принято считать древнейшим сохранившимся индийским текстом. «Ригведа» состоит из 1028 гимнов на ведийском санскрите и 10 600 текстов, которые разделены на десять книг, называемых мандалы. Гимны посвящены ригведийским богам.

Учёные считают, что книги «Ригведы» составлялись поэтами из различных групп священников в течение пятисотлетнего периода. По одной из версий, «Ригведа» была составлена в период с XVIII по XII век до н. э. в районе Пенджаба. По другой версии, период составления «Ригведы» не был продолжительным и занял около одного столетия между 1450—1350 годами до н. э.

Существует большое лингвистическое и культурное сходство между «Ригведой» и ранней иранской Авестой. Это родство уходит корнями в праиндоиранские времена и ассоциируется с Андроновской культурой. Самые древние колесницы, запряжённые лошадьми, были обнаружены в андроновских местах раскопок в районе Синташта-Петровка в Уральских горах и приблизительно датируются началом II тысячелетия до н. э.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Атешгях. Экспедиция Андрея Полякова

«Загадочный Арарат»: Райский Эдем был реальностью?

Отверстия идеальной формы в мегалитах. Кто, как и зачем их делал

"Моя Сибирь". Казыр. Гуляевские пороги

Категория: News | Добавил: voxspiritus (11.06.2021)
Просмотров: 38 | Теги: веды, наука | Рейтинг: 0.0/0