Извержение супервулкана может произойти в Европе

В Европе высока вероятность извержения супервулкана Кампи Флегрей (Campi Flegrei).

Вулканическая зона Флегрейские поля расположена в окрестностях Неаполя в Италии. За последние 60 лет регион, состоящий из 24 кратеров, демонстрирует явные признаки подземного пробуждения. Ученые решили держать под контролем взрывоопасную кальдеру.

Ученые из Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich) исследовали 23 извержения вулкана Campi Flegrei, включая два самых мощных за последние 60 000 лет.

"Под вулканической системой накапливается магма, которая переходит в новый цикл кальдеры. Это может указывать на приближение новой фазы, которая закончится мощным извержением. Впрочем, в ближайшее время его вряд ли стоит ждать", - сообщают учёные в журнале Science Advances.

Кальдера вступает в новый цикл, накапливая магму под вулканической системой. Это означает, что готовится мощное извержение. Однако, когда это произойдет, учёные не уточняют.

Флегрейские поля (Campi Flegrei)

Флегрейские поля (Campi Flegrei) - крупный вулканический район, расположенный к северо-западу от Неаполя (Италия) на берегу залива Поццуоли.

Вулканическая кальдера расположена преимущественно под водой, состоит из 24 кратеров. Гидротермальная активность наблюдается в районах Lucrino, Agnano и в окрестностях города Поццуоли.

В районе вулкана Сольфатара наблюдается выход вулканических газов.

Наблюдаются также медленные поднятия и опускания почвы под действием процессов в магматической камере.

Этот регион принадлежит к малому числу территорий, находящихся в густонаселённых районах, где магма подходит близко к земной поверхности.  Почва в этой местности регулярно совершает медленные вертикальные перемещения — брадисейсмы.

Широко известен пример такого поднятия-опускания  в городе Поццуоли, где в 1970 и 1983 годах его центр Рионе Терре, стоящий на вулканическом утёсе, внезапно поднялся, а затем медленно и неравномерно стал опускаться. 10 000 жителей вынуждены были навсегда покинуть свои дома.

По мнению учёных, 40 000 лет назад синхронно с извержениями вулканов Казбек на Кавказе и Святая Анна в Южных Карпатах произошло суперизвержение Флегрейских полей. По одной из версий, это возможно стало причиной вымирания неандертальцев. В атмосфере над Европой тогда увеличилось количество серы, поглощавшей и рассеивавшей солнечный свет, в результате чего температура воздуха снизилась на 5-10°. Вулканические породы покрыли слоем пепла более 1,1 миллиона км² - от Южной Италии до Причерноморья и Каспийского моря. Рост многих видов растительности замедлился или приостановился, а выжившие животные покинули территорию от Италии до Приуралья. Извержение на Флегрейских полях было сильнейшим в Европе за последние 200 000 лет.

Последнее извержение на Флегрейских полях произошло 29 сентября 1538-го года и длилось до 6 октября, в результате  на свет появился шлаковый конус Монте-Нуово.

Флегрейские поля с греческого переводится как «выжженная земля». В древнегреческой мифологии в этом вулканическом регионе произошла гигантомахия - битва богов во главе с Зевсом, которым помогал Геракл, с гигантами.