Ледниковый период спровоцировал вулкан

Учёные из Гейдельбергского университета и их коллеги из Мексики выдвинули версию о причинах возникновения одного из ледниковых периодов на Земле. Они обнаружили остатки большой магматической провинции, образовавшейся в результате обширных потоков лавы, которая простиралась на трех континентах - в некоторых частях Мексики, Северной Америки и Северной Европы. Базальтовые извержения должны были охватывать площадь не менее тысячи километров в диаметре.

В результате вулканизма  в атмосферу выбрасывается парниковый газ - углекислый газ (CO2). Выветривание силикатных пород на поверхности Земли задерживает атмосферный CO2 и связывает его в карбонатных породах.

«Это гарантирует долгосрочную стабильность условий умеренной поверхности Земли по сравнению с враждебной окружающей средой соседних планет - горячей Венерой и холодным Марсом, - рассказал профессор Аксель К. Шмитт из Института наук о Земле при Гейдельбергском университете.

Нарушения этого равновесия происходили на протяжении всей истории Земли.

«В конце протерозойского эона во всем мире было три ледниковых периода. Из космоса Земля была бы похожа на снежный ком», - считает учёный.

Экстремальные извержения вулканов, приводящие к образованию так называемых крупных магматических провинций, могут быть причиной этих глобальных оледенений ледникового периода Земли. При распаде континентальных массивов происходит извержение вулкана, которое также приводит к выбросу в атмосферу огромного количества CO2, что может вызвать кратковременное глобальное потепление. Затем, лавовый камень начинает выветриваться.

«Процесс выветривания особенно интенсивен в тропических широтах. В течение периодов от миллионов до десятков миллионов лет выветривающиеся породы могут поглощать достаточно углекислого газа, чтобы погрузить климат Земли в экстремальный ледниковый период», - сказал Шмитт.

Немецко-мексиканская группа изучала базальтовые дайковые породы из Новильо Гнейса в мексиканском штате Тамаулипас. Эти дамбы являются корнями давно разрушенных лавовых потоков. Оказалось, что дамбы из Мексики по своему микроэлементу и изотопному составу неотличимы от пород из Канады и Норвегии. Исследователи смогли извлечь микроскопические минеральные зерна бадделеита из мексиканских образцов.

Бадделеит кристаллизуется исключительно в магме и поэтому является надежным индикатором времени возникновения вулканизма. В этом случае с помощью ионного микрозонда высокого пространственного разрешения Института наук о Земле было установлено, что возраст редкого минерала составляет 619 миллионов лет. Эта дата идеально совпадает со временем образования пород, обнаруженных в Канаде и Норвегии. Исследователи предполагают, что долгосрочные климатические последствия этой крупной магматической провинции привели к оледенению Гаскиерса примерно через 40 миллионов лет.