Найдены следы столкновения Млечного Пути с другой галактикой

Около 2-3 миллиардов лет назад галактика Млечный путь столкнулась с одной из соседних галактик. В результате произошёл процесс звездообразования. К таким выводам пришли астрономы при помощи  космического зонда GAIA.

"Мы измерили точные расстояния до трех миллионов звезд в окрестностях Солнца и выяснили, что Млечный Путь эволюционировал не так, как мы считали раньше. Примерно пять миллиардов лет назад он пережил некую внешнюю пертурбацию, скорее всего, столкнулся с другой галактикой", - сообщил Роджер Мор (Roger Mor) из университета Барселоны (Испания).

Испанских астрофизиков и их французских коллег интересовало, какие расстояния отделяют Солнце от ближайших к нему трех миллионов светил. Эти данные должны были помочь учёные понять, в какой обстановке сформировалось наше светило и как выглядела Галактика в момент его рождения.

Возраст каждого из них нельзя точно вычислить, не зная абсолютную светимость – чем дальше от нас очередная галактика, тем тусклее она будет выглядеть. Соответственно, зная дистанцию до них и точную массу этих светил, можно понять, когда они возникли и как часто такие звезды формировались в далеком прошлом.

Эти замеры привели к неожиданному открытию. Изначально ученые ожидали, что общая частота звездообразования в Млечном Пути будет плавно снижаться благодаря постепенному истощению запасов нейтрального газа в диске нашей Галактики.

В реальности подобная закономерность характерна только для самых древних эпох жизни Млечного Пути, начиная с 10 миллиардов лет назад и заканчивая 6-7 миллиардами лет назад. Примерно пять миллиардов лет назад произошло событие, в результате которого частота рождения новых звезд начала быстро расти, достигнув пика к отметке в 2-3 миллиарда лет.

За это время возникло огромное число новых звезд, чья совокупная масса составляет около половины от веса всех светил в Млечном Пути. Только миллиард лет назад скорость звёздообразования упала до "докризисных" значений, когда новые резервы "звездных стройматериалов" были исчерпаны.

Их источником могла быть только еще одна достаточно большая галактика, столкнувшаяся с Млечным Путем примерно семь-пять миллиардов лет назад. Ее следы могут по-прежнему сохраняться в его пределах, что открывает новые возможности для изучения процесса эволюции галактик, их жизни и смерти.