Первыми жителями Тибета были не китайцы и не тибетцы

Учёные стали подтверждать теории, которые ранее вызывали споры и даже неприятие.

Специалисты из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия) сделали вывод, что первыми жителями Тибета были древние люди-денисовцы, а не предки современных китайцев, непальцев или современных жителей плоскогорья. Денисовцы жили на Тибете более 160 000 лет.

"Следы ДНК денисовцев можно найти в геномах современных народов Азии, Австралии и Меланезии, что говорит об их чрезвычайно широкой распространенности. Тем не менее, до настоящего времени их кости находили только в российской Денисовой пещере", - сообщил Жан-Жак Ублин (Jean-Jacques Hublin).

В 2010-м году палеогенетик Сванте Паабо заявил об открытии "третьего" вида людей, чьи останки были найдены в Денисовой пещере на Алтае. Открытие было совершено благодаря "воскрешению" обрывков генома, сохранившихся в трех фрагментах костей древнего человека - фаланговой кости пальца и двух зубах, найденных в пещере.

Следы денисовцев (Homo altaiensis) остались в геномах современных полинезийцев, индейцев Южной Америки и ряда народов Юго-Восточной Азии.

Жак Ублин открыл первые "вещественные" следы денисовцев за пределами Алтая, изучая фрагменты челюсти древнего человека, которые были найдены еще в 1980-м году тибетским монахом в пещере Байшья, расположенной на юге уезда Сяхэ в китайской провинции Ганьсу.

Долгое время эти останки находились в сокровищнице одной из местных инкарнаций Будды. Затем он передал их ученым из университета Ланьчжоу, которые заинтересовались находкой и организовали серию экспедиций в пещеру Байшья в надежде открыть новые останки ее обладателя.

Три года назад к этим раскопкам присоединились европейские генетики, антропологи и химики. Ученые обнаружили большое число орудий труда, изрезанных костей животных и других артефактов. Их возраст составил примерно 165 тысяч лет, что говорит о крайне древнем происхождения их обладателей.

Химики обнаружили в зубах древнего человека большое число белков и других органических молекул, раскрывших его происхождение.

Оказалось, что его зубы содержали уникальный набор белков, не похожий ни на аналогичную смесь для неандертальцев, ни для кроманьонцев, ни для современных обезьян. Часть этих молекул была похожа по структуре на ферменты денисовцев. Это говорит о том, что обитатель пещеры или был чистым денисовцем, или потомком каких-то смешанных брачных союзов между Homo neanderthalensis и Homo altaensis.

Это открытие раскрывает тайну того, как современные тибетцы стали обладателями необычной и уникальной для них версии гена EPAS1, защищающей их от хронического недостатка кислорода. Изначально биологи считали, что он просто быстро эволюционировал, однако в 2014-м году они обнаружили, что тибетцы "позаимствовали" его у денисовцев, с которыми они скрещивались примерно 40-50 тысяч лет назад.