search
menu
person

События и Комментарии


Школа Щетинина. Начать с нуля и не бояться учиться

«Прекрасная душа в прекрасном теле» – этот принцип древнегреческих педагогов, известный как принцип калокагатии, до сих пор считается эталонной системой образования и воспитания.

Более двадцати лет  по такому принципу живут и учатся дети в Лицее академика Михаила Петровича Щетинина. Это образовательное учреждение, по мнению многочисленных зарубежных и отечественных исследований, считается лучшим в мире. Неслучайно в надежде поступить каждое лето сюда устремляется огромный поток школьников разных возрастов. Кого принимают в Лицей и почему дети хотят здесь учиться, об этом рассказала заместитель директора по воспитательной работе Виктория Габдулкадыровна Жилнинская.

- Виктория Габдулкадыровна, середина июля и весь август – особо горячая пора для вашего Лицея. Сотни детей из самых разных уголков России и не только приезжают сюда. У всех горят глаза, все надеются поступить. Чем школа Щетинина так притягивает?

- Я думаю, что та ситуация, которая происходит сейчас в стране, особенно с молодежью, со школьниками, волнует многих родителей.  Каждый хочет, чтобы его ребёнок вырос нравственно здоровым, разносторонне развитым, имел целостное представление о происходящем в мире. Естественное желание самих родителей – найти достойное место обучения своему ребенку.

С другой стороны, сами дети, поступающие к нам, уже имеют собственное представление о нашей школе. Многие ребята сами нам звонят, пишут письма Михаилу Петровичу с просьбой попасть в Лицей.

Почему у нас хотят учиться? Думаю, всех привлекает то, что дети здесь сами строят учебный процесс, сами регулируют свою жизнь, занимаются рукопашным боем, хореографией и в итоге становятся людьми, которые способны справиться с любой задачей.

- Как вы добиваетесь этого? Многие хотят копировать вашу систему, но мало у кого получается.

- Центральным понятием всей нашей образовательной системы является особый образ, который формировался не один год. Михаил Петрович всю свою жизнь посвятил созданию образа, в котором ребенок – это  большой Человек, ему всё доступно, он всё может. Много лет формировалась среда, позволяющая относиться к ребёнку, как к взрослому, а не как к маленькому, социально ограниченному человеку.

По нашим представлениям, ребёнок  изначально знает всё и с детства хочет, чтобы его уважали, чтобы к нему относились на равных. К сожалению, учителя, да и вообще взрослые, нередко смотрят на ребенка сверху вниз, считая детей глупыми, ничего не понимающими. А когда ребёнок попадает к нам в Лицей, он, чувствуя к себе другое отношение, обретает новый статус. Ему предстоит самому выступать в роли учителя. Для этого нужно освоить все необходимые знания, чтобы потом передать их своим товарищам. 

Немаловажное значение имеет атмосфера,  которая здесь создана. У нас очень красивая школа, в ней просто приятно находится. Причём эту красоту создают сами дети. Они сами строят, сами расписывают стены зданий, сами убирают территорию, сами готовят.

- В чём особенность приёма новых детей, по каким критериям вы отбираете новичков, ведь не всем посчастливилось пройти по конкурсу? 

- Желающих у нас учиться очень много. Места ограничены. Поскольку мы выполняем государственный заказ, у нас всего 108 мест. Но, несмотря на это, мы идём навстречу всем. И дети, попадая в Лицей, волей-неволей, окунаются в его среду. Для кого-то час, для кого-то день, для кого-то неделя, проведённые здесь, на всю жизнь остаются в памяти, как образ, к которому хочется стремиться.

Особенностью нашей школы является отсутствие классов, все дети на старте имеют равные возможности. Каждое «погружение» в тот или иной предмет охватывает целостный курс средней школы, поэтому ребёнок, который приходит, имеет возможность не думать о тех пробелах, которые у него были в школе, и начать всё с нуля. За год мы пытаемся охватить всю систему по конкретному направлению и соединить курсы так, чтобы у ребенка было целостное представление о мироздании. Сегодняшнее научное видение мира, к сожалению, достаточно разрозненно. Например, в рамках одного предмета «русский язык» изучается вначале правописание буквы в одной части речи, потом в другой, и когда ребёнку необходимо выполнить какую-то итоговую работу, он уже, естественно, все забывает. 

- Как происходит набор? Набирают преподаватели и дети. 

- При поступлении обращается внимание на то, как быстро и точно ребёнок может усваивать информацию. Мы смотрим, готов ли он начать учиться с начала, насколько ему психологически комфортно в нашей среде. 

Вчера у нас поступала девочка, она окончила четыре класса. Рядом за столом сидел девятиклассник. Он постоянно жаловался, что ничего не понимает. А девочка живо интересовалась изучаемым предметом и задавала вопросы. Это позиция. Это характер. Конечно, на таких детей мы обращаем внимание. Наши дети сами отмечают тех поступающих, которые могут думать и не боятся учиться. 

Когда люди привыкают винить в своей необразованности  кого-то: учителя плохие, система не та, обстоятельства не сложились - им сложнее даётся обучение. Когда человек сам лично стремится достичь в жизни успехов, побед, то у него это получается лучше и проще. 

- Умение хватать знания на лету – только половина успеха при поступлении. Какие другие испытания ждут новичков?

- Поскольку мы имеем государственное задание, предполагающее немалую роль дополнительного образования в развитии личности, то  не можем принимать детей, которые просто хорошо учатся.  Мы всегда обращаем внимание на способность человека двигаться, заниматься танцами, музыкой, рисовать. 

Когда ребенок обращается к народной культуре, он пробуждает свое творческое начало, которое записано в наших генах. Это наше глубокое убеждение.  В ходе нашей экспериментальной работы мы не раз убеждались, что ребёнок, занимающийся народной хореографией, музыкой, боевым искусством, успешней развивается и в остальных направлениях.

Каждый наш набор – это формирование нового коллектива, который будет дальше строить наш общий дом. Дом, в котором дети  чувствуют себя комфортно,  в котором они растут, развиваются и учатся преодолевать трудности. 

Светлана Мельникова (фото, видео автора и Андрея Полякова)

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Светлана Мельникова. Телеканал Vox Spiritus объединит и ищущих, и знающих

Нанатэя. Хрустальные звуки Вселенной

Где искать Истину?

Категория: Science | Добавил: voxspiritus (17.02.2018)
Просмотров: 1662 | Теги: обучение, Школа Щетинина, поступление, Лицей Щетинина | Рейтинг: 5.0/157