Сибирские учёные выяснили способ адаптации пшеницы к жаре

Учёные из Сибирского института физиологии и биохимии растений выяснили, как пшеница приспосабливается к жаре.

Они изучили, каким образом тепловое закаливание и тепловой стресс влияют на выживаемость яровой пшеницы, на синтез белков теплового шока и содержание водорастворимых углеводов в листьях, а также на функционирование изолированных хлоропластов и митохондрий.

Для исследования взяли сорт "Новосибирская-29". Контейнеры с проростками пшеницы на 24 часа помещали в камеру при температуре 39°C. Затем их подвергали воздействию 50°C в течение одного и трех часов.

Выяснилось, что при тепловом закаливании в растении увеличивается содержание белка одного из альтернативных ферментов дыхания - альтернативной оксидазы митохондрий, которые выступают заменой основным, если происходит ограничение их функционирования, и поддерживают фотосинтез.

В результате растение становится более устойчивым к воздействию высоких температур.

Одной из причин активации альтернативной оксидазы может быть увеличение содержания в хлоропластах и митохондриях пероксида водорода, который выполняет сигнальную функцию.