В Новосибирской области найдено капище эпохи неолита

Учёные из Отдела эпохи палеометалла Института археологии и этнографии СО РАН обнаружили культовое сооружение эпохи неолита в Венгеровском районе Новосибирской области.

Комплекс расположен на террасе левого берега займища Таи (проточного озера), соединенного в этом месте с рекой Тартас.

«Люди практически не оставляли это замечательное место. За три года археологических исследований мы обнаружили здесь хозяйственные комплексы и грунтовые могильники различных эпох. Причем, самый ранний период освоения этой террасы был связан с иррациональной (духовной) деятельностью древних людей», – рассказал заведующий отделом археологии эпохи палеометалла ИАЭТ СО РАН академик РАН Вячеслав Молодин.

По его словам, учёные нашли узкий ров, окруженный небольшими ямами, в которых лежали череп собаки, кости животных и птиц, фрагменты керамики и каменные орудия. Орнамент и технология изготовления глиняной посуды свидетельствуют о принадлежности комплекса к эпохе раннего неолита. Серии радиоуглеродных дат, полученные на ускорительном масс-спектрометре Института ядерной физики им. Г.И.Будкера СО РАН, подтвердили предположения ученых.

В результате комплекс был отнесен к барабинской неолитической культуре (VII – 1 пол. VI тыс. до н.э.)

Один из «прикладов» (вариант жертвенного комплекса) в верхней части рва – скопление орудий и предметов искусства – вызвал удивление у исследователей.

«Сверху лежала фигура птицы, выполненная из лопатки крупного животного (лося или гигантского оленя), Любопытно, что в качестве крыла было использовано пешневидное орудие из рога, естественная текстура поверхности которого напоминает сложенные перья. Сама лопатка, из которой оформлена фигура птицы, также использовалась в качестве орудия с режущим краем», – сообщил Молодин.

Под птицей находилась объемная роговая скульптура головы лося с креплением.

«Подобные изделия, известные в неолитических памятниках Северной Европы, интерпретируются как навершия жезлов. Под предметами искусства лежали кости конечностей нескольких лебедей, костяные и роговые орудия разного назначения: лощила, вкладышевый кинжал, острия. Еще ниже их обнаружено скопление суставов мелких птиц, вероятно, представляющих собой остатки ожерелья. На дне приклада зафиксированы каменные орудия: нуклеус со сколотыми от него тут же отщепами, вкладышевые пластины и концевые скребки. Все вещи были плотно уложены в емкость из органического материала, о чем говорит отсутствие земли меду предметами и компактность их расположения», - рассказал учёный.

В настоящее время команда исследователей изучает не только найденные вещи, но и осмысляет идею и назначение всего комплекса. Кроме серии радиоуглеродных дат им предстоит провести археозоологический и трасологический анализ орудий, а также целый ряд других исследований.