В Солнечной системе открыли новую "океаническую" планету

Учёные предполагают, что на Церере под поверхностью существует "почти вечный" подлёдный океан, заполненный густым "рассолом". К такому выводу их подтолкнули следы извержений криовулканов.

"Криовулканы могут быть одним из главных прибежищ и колыбелей жизни во Вселенной. По этой причине мы пытаемся понять, как работают питающие их источники воды, спрятанные под ледовой оболочкой планет, и как они ведут себя", - рассказал Марк Гессе (Marc Hesse) из университета Техаса в Остине (США).

Первые снимки Цереры, которые были получены зондом Dawn в марте 2015-го года, позволили увидеть загадочные белые пятна в кратере Оккатор, оказавшиеся следами густого "рассола", и необычную пирамидальную гору Ахуна, возвышающуюся над Церерой на четыре километра.

Ахуна на самом деле оказалась древним, уже потухшим криовулканом, а белые пятна - следами извержений других вулканов. В других регионах ученые нашли залежи "чистого" льда, указавшие на то, что поверхность Цереры непрерывно обновляется, так как эти льды должны были давно испариться в космос.

Новые данные с зонда "Кассини" показывают, что Диона, спутник Сатурна, может обладать подледным океаном, расположенным на глубине в 100 километров от ее поверхности.

Подобные открытия заставили некоторых ученых предположить, что в недрах карликовой планеты может скрываться замерзший или еще существующий подледный океан, заполненный своеобразным рассолом или чистой водой, которую подогревает пока неизвестный источник тепла.

Планетологи уже несколько лет спорят о том, как жидкая вода может существовать на Церере, если верить простейшим расчетам, всего несколько сотен тысяч лет до того, как она полностью замерзнет. Это никак не сочетается с тем, что белые пятна появились в кратере Оккатор относительно недавно, а сам он возник около 30 миллионов лет назад.

Гессе и его коллеги нашли ответ на эту загадку, изучая химический состав выбросов "водяной магмы" и их физические свойства, а также характеристики самих "горных пород" Цереры.

Ученых интересовало, каким образом большие запасы солей и соединений метана в предположительном подледном океане и в твердых слоях недр будут влиять на проводимость тепла. Для этого был создан компьютерный аналог недр Цереры и просчитано её поведение при разных долях этих примесей.

Оказалось, что "водяная магма" криовулканов застывала намного медленнее, чем предполагали планетологи: она оставалась жидкой на протяжении шести-десяти миллионов лет после формирования. При этом скорость ее охлаждения очень сильно зависела от объема этого "рассола" - чем его было больше, тем медленнее он терял тепло.

Это говорит о том, что под кратером Оккатор должен скрываться очень большой подледный водоем, расположенный на большой глубине от поверхности Цереры. Он не мог возникнуть в результате падения даже очень большого астероида, и поэтому его формирование нельзя объяснить без наличия глобального подледного океана в мантии карликовой планеты.

Этот океан, в свою очередь, если вода в нем имеет схожий состав, как и "прародительница" пятен на поверхности Цереры, будет существовать практически неограниченно долго благодаря высоким температурам и давлениям, царящим в глубинных слоях мантии карликовой планеты.