search
menu
person

События и Комментарии


Александр Айгистов выступил с докладом на IX Съезде некоммерческих организаций России

В Москве начал свою работу IX Съезд некоммерческих организаций России, который продлится  до  20 декабря 2018-го года.

С докладом на первом пленарном заседании перед делегатами выступил  Президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр Айгистов.

Приводим доклад полностью:

"Уважаемые коллеги!
Сегодня, 18 декабря, и это для всех нас праздничный день – открытие нашего, пожалуй, главного ежегодного мероприятия в некоммерческом секторе страны, которое мы вместе проводим уже девять лет.

За эти годы делегатами Съезда были инициированы и претворены в жизнь существенные поправки к законам и новые постановления Правительства РФ, региональные законы и подзаконные акты. К примеру появилась в Законе 7ФЗ об НКО «информационная поддержка», переделана система грантовой помощи НКО, создан единый оператор президентских грантов, почти у всех региональных грантооператоров появилась «обратная связь», по-другому заработали в стране ресурсные центры для некоммерческого сектора, введен в эксплуатацию в тестовом режиме «Портал социальных услуг», в процессе создания Третейский суд НКО и многое другое.  
В это непростое время, несмотря на финансово-экономические трудности, кстати, благодаря поддержке Правительства Москвы, мы всё-таки собрались все вместе здесь в Московском доме ветеранов войн и Вооруженных сил и этим еще раз продемонстрировали нашу историческую общность и собственную идентичность строителей нового будущего нашей страны, единство тружеников некоммерческого сектора. 

Я не случайно употребил «труженики», то есть трудящиеся, работящие люди, именно те, кто отличается трудолюбием.

Когда-то в СССР было такое обращение к народу: «Товарищи трудящиеся!», или «По просьбам трудящихся (например) произошло такое-то снижение цен»… То есть именно труд граждан нашей страны был во главе угла. В стране был узаконен культ труда и воспевался героизм трудящегося человека. 

Трудящийся человек мог не иметь высшего образования, каких-то высоких должностей, но мог и хотел своей работой показывать выдающиеся результаты на благо нашей великой Родины. Лучшие труженики: сталевары, доярки, председатели колхозов, учителя, общественники, военные, деятели науки и культуры избирались в высшие органы власти страны. Именно люди труда принимали важные и ответственные для государства решения.
Я жил в то время и уверен, что совсем не на коммунистических постулатах, а именно на героизации человека труда держалась наша страна. Не коммунизм, а особая магия труда была философской основой советской идеологии. 

Сегодняшняя же философия жизни, согласно которой нужно покупать больше необходимого, а успех зависит только от богатства, в России точно не имеет будущего. 

Но здесь надо делать различие: многие наши богатые современники, я имею ввиду очень состоятельных людей в нашей стране, стали такими благодаря тому, что усердно и много учились, а это тоже большой труд, а затем очень и очень много работали над своими проектами, выводя их, как правило, на всероссийский и мировой уровень… и они продолжают делать это, то есть много трудиться, по сей день. 

Что ж, пока идеологически собственный путь мы до сих пор не нашли, но, по-моему, у нас имеются подсказки из великого прошлого, которые смогут поставить здравый смысл, справедливость, солидарность и высоконравственные идеалы на первое место, резко перевернув «вниз головой» успевший уже укорениться, особенно у молодёжи, культ денег! 
Тогда, возможно, восстановится и разрыв сознания, сформулируется единая государственная идея, появится, наконец, общепризнанная государственная идеология интегративного общества и ее институты. Именно это, по-моему, даст необходимый импульс к созиданию.

Крайне важно, чтобы наш народ искренне верил в то, что он живёт пусть не в самом комфортном и обеспеченном, но в добром и справедливом государстве, базирующемся уже сегодня на такой философии добра и правды, которую демонстрируют социальные некоммерческие организации.

Да, сегодня для меня именно работники некоммерческого сектора в первую очередь ассоциируются с лучшей советской героикой, именно они – хранители добра – отдают все свои силы, свою душу и личные средства на благо других людей, на развитие и процветание институтов взаимопомощи, народной памяти и всеобщего благополучия.
Буду искренне рад, если площадка Съезда, на которой так или иначе всегда идут философские дискуссии, послужит для формулирования нашего общероссийского пути. 
Хотел бы также, чтобы на протяжении всех дней Съезда каждый из нас ощутил себя своеобразным проектировщиком, скульптором, живописцем нашего общего дела – развития сектора некоммерческих организаций. А Родина ответит нам на нашу доброту в лучшем настоящем… или уже в прекрасном будущем, в котором наши дети и внуки будут гордиться своим прошлым, что будет обязательно отмечено в истории как выдающееся завоевание Российского государства и величайшая народная ценность.

Вероятно, нет нужды напоминать, в какой тяжёлой экономической ситуации мы оказались: новые санкции и сложная международная обстановка, сильное технологическое отставание, пенсионные перипетии, коррупция, снижение уровня жизни, бедность, катастрофическое сжатие денежной массы…
В такое хмурое время именно третий сектор беспрецедентно дополняет институты власти и бизнеса. Не устану повторять, что именно социально ориентированные некоммерческие организации – уникальные очаги и аккумуляторы человеческой доброты – сегодня могут стать сильнейшим мотиватором для эволюционных изменений в мышлении людей, принимающих ответственные для государства решения. 

Хочу, в связи с этим, напомнить строчки из сказки Леонардо Да Винчи: «Доброта всегда обитает в чутком, отзывчивом сердце. Истинная любовь сказывается в несчастье: как мотылёк, как маленький огонек, она тем ярче светит, чем темнее ночная мгла».   

Да, именно мы – представители некоммерческого сектора – в период затянувшихся ожиданий партийных инициатив и молчания элит аккумулируем народную мудрость, интеллект, инновации. Именно мы должны представить нашему обществу высокий и качественный уровень в оказании социальных услуг, проведении социально важных мероприятий, поставке социальных товаров, решении поставленных государством задач в различных сферах.
Российские социально ориентированные НКО, а их сейчас 142 тысячи 641 организация, не являясь самыми активным участниками экономической деятельности, уже сейчас предстают наиболее значимыми в культурной сфере (более 15 000), образовательной сфере (более 28 000), в области патриотического воспитания (более 19 000) и здорового образа жизни, физкультуры и спорта (более 30 000), в сфере социальной поддержки и защиты граждан (более 35 000), с сфере благотворительности (26 000). В последнее время все больше и организаций включается в политическую повестку дня, и это, конечно, веление времени.
Безусловно, для усиления активностей сегодня нужны прочные горизонтальные и вертикальные связи внутри самих НКО. Чтобы укреплять свои позиции, добиваться положенных по 7ФЗ «Об НКО» финансовой, имущественной, информационной, образовательной и административной поддержки, некоммерческие организации должны активно создавать саморегулируемые институты по защите своих интересов на муниципальном, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях. Необходимо объединяться не только по географическому признаку, но и по сферам деятельности, по типам благополучателей, по позиции.

Мы часто вспоминаем русские пословицы и поговорки – "Один в поле не воин"; "Одной рукой узла не завяжешь"; "Одному страшно, а двоим нет"; "В одиночку не одолеешь и кочку"; "Капля в море незаметна"... Наши мудрые предки предупреждали, что сложно бороться и отстаивать свои права в одиночку. 

И то, что мы три года назад всё-таки решили объединиться в свой федеральный независимый профессиональный союз – Общенациональный союз некоммерческих организаций Российской Федерации, говорит о том, что мы осознанно стали относиться к необходимости преодоления различных барьеров, задерживающих развитие не только третьего сектора, но и государства в целом! 

Уважаемые коллеги, разрешите напомнить, что в мартовском 2018 г. Послании Федеральному Собранию РФ и в майском Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент России Владимир Владимирович Путин подчеркнул необходимость принятия мер, направленных на укрепление местного самоуправления. Считаю эту тематику напрямую связанной с деятельностью НКО на территориях. 

Хотел бы в связи с этим отметить, что основной упор Президент России сделал не на масштабных серьезных изменениях в муниципальной организации и ее законодательном регулировании, а на необходимости создания современной среды для жизни, на развитие городов и сельских территорий, на решение инфраструктурных проблем и внедрение новых технологических решений, способных вывести на другой уровень эффективность государственного и муниципального управления, а также на создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.

При этом Президент России говорит, для того чтобы достичь этих результатов, необходимо создание «понятной, удобной и комфортной системы взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином».

В связи с этим возникает вопрос, как нам наиболее эффективно взаимодействовать, как использовать потенциал общественных объединений граждан, как развивать диалог и получать обратную связь? Считаю, именно с этих позиций и следует рассматривать направления дальнейшего развития как местного самоуправления, так и некоммерческих организаций.

Думаю, что именно это направление – главный тренд деятельности НКО на ближайшее будущее.

Некоммерческие организации и гражданские активисты, выражающие мнение больших и малых групп населения, безусловно стремятся делать что-то нужное, полезное. У них немало конструктивных идей, предложений, и главное – есть желание воплотить их в жизнь. Очень важно, чтобы со стороны власти было такое же встречное желание услышать, понять предложения инициативных граждан или инициативных групп.
Уверен, что институты местного самоуправления играют значительную роль в процессе формирования гражданского общества. Различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и, в конечном итоге, реализуются именно в местных сообществах, образующих базу гражданского общества.

Сегодня у нас имеется целый ряд механизмов, позволяющих учитывать гражданские инициативы и различные виды активностей при решении жизненно важных вопросов. Это и публичные слушания, и земские сходы, и местные референдумы, другие проверенные инструменты. 

Однако востребованность новых подходов взаимодействия власти и общества, предлагаемых некоммерческими организациями России, возрастает с каждым годом. В нашем обществе появляется всё больше граждан и общественных структур, которые проявляют свою инициативу, в том числе и на местном уровне. Поэтому сегодня исключительно актуально и востребовано развитие новых инфраструктур подобного взаимодействия и креативные технологии для таких коммуникаций.

Эффективным институтом гражданского участия жителей в решении вопросов местного значения могут стать, например, территориальные общественные самоуправления (ТОСы) и муниципальные общественные палаты, которые, в отличие от общественных советов, существующих (хотя далеко не везде) при органах местного самоуправления, могут создаваться в инициативном, заявительном порядке, как некоммерческие организации, создаваться из представителей общественных формирований, ведущих свою деятельность на территории муниципальных образований и объединяющих наиболее активных граждан, и руководствоваться в своей деятельности Законом 7ФЗ «Об НКО» и 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».  

Кстати сказать, и можете всех нас с этим поздравить, именно при Общенациональном союзе некоммерческих организаций в этом году создана Федерация муниципальных общественных палат России!

Было бы целесообразно также на уровне Российской Федерации и субъектов РФ создать сеть центров для взаимодействия институтов гражданского общества с органами муниципальной власти. Они могут быть как на базе ресурсных центров, так и на базе представительств общероссийских некоммерческих структур, самостоятельными подразделениями.  Таких организаций сегодня пока нет, но Союз НКО готов выступить центральной коммуникационной, научной и организационной структурой для создания такой ресурсной сети. 

Кроме того, хочу ответственно заявить, что Общенациональный союз некоммерческих организаций, уже объединяющий многотысячную армию российских НКО, включая Федерацию муниципальных общественных палат России и все региональные подразделения Российской муниципальной академии, готов предоставить свою площадку для объединения всех непартийных прогрессивных структур, подключив для этого глубокоуважаемую Общенациональную ассоциацию территориального общественного самоуправления, неформализованные земские сходы, группы территориальных активистов, отдельных граждан и все ресурсные общественно-муниципальные структуры взаимодействия с властью на местах.

В связи с вышесказанным, обращаюсь к делегатам Съезда и сообщаю наступившем историческом моменте, о крайней необходимости консолидации местных сообществ страны и создания в России «Федерального народного совета», негосударственной непартийной  общественной структуры, возможно, движения, объединяющего прогрессивные некоммерческие силы и граждан, базирующегося на идеях солидарности, справедливости и самоуправления.
Уверен, что при правильно созданной инфраструктуре, Совет сможет обобщить стратегическое экспертное видение развития различных отраслей экономики нашей страны с точки зрения её среднестатистического жителя и трансформировать в конкретные прикладные действия и проекты на территориях. Мы будем работать не по принципу «Только сказал, а вы – подумайте», а по принципу «Сказал – сделал», создадим новые финансовые, административные, кадровые и информационные рычаги воздействия.

Крайне важно создать устойчивую инфраструктуру воздействия, которая отсутствует во всех нынешних политических институтах. Необходимо добиться того, чтобы мнение простого трудящегося, обобщенное аналитическими инструментами и обработанное научным сообществом, напрямую воздействовало на его среду обитания. Разве не об этом обо всём говорил Президент РФ Владимир Владимирович Путин в течение последнего года? 

Предлагаю, дорогие делегаты, в случае вашего одобрения создания в стране Федерального народного совета, обсудить это в рамках Съезда, создать временную организационную Рабочую группу по реализации этих предложений. 

Нужно всё хорошо обдумать, обсудить, и мы это сделаем 20 декабря в 10.00 утра на специальном секционном заседании, которое запланировано в программе.

Кроме того, хотел бы добавить, что в процессе организационных действий нам необходимо будет провести консультации с органами государственной власти и местного самоуправления, территориальными ассоциациями и различными местными сообществами. Организационные мероприятия предлагается провести в течение ближайшего полугода, если всё-таки, уважаемые делегаты, с вашей стороны будет положительное решение.

Уважаемые делегаты! Вторая часть моего пленарного доклада, посвященная наболевшим вопросам господдержки и экономике некоммерческого сектора, прозвучит во втором пленарном заседании. 

Я подниму следующие вопросы:
1.    Создание в стране сервисной модели государственной поддержки НКО. Считаю ее революционной. При правильном подходе данная система увеличит эффективность бюджетных затрат на поддержку НКО в кратных значениях.
2.    Механизмы использования простаивающих имущественных комплексов для создания равных условий доступа НКО и ГБУ к оказанию социальных услуг населению и проектной деятельности.
3.    Эффект социальной мультипликации. Это когда те или иные воздействия проектов НКО на социальную аудиторию влекут положительные изменения экономики и демографии региона. Как правильно оценить такие воздействия рублем или как распределить бюджет на НКО в регионе, чтобы начать решать ту или иную нерешаемую критическую проблему?
4.    Система отчетности для НКО. Революционное предложение, которое позволит обеспечить налоговую и отчетную дисциплину НКО и избежать штрафов?
5.    Некоторые выводы мониторингов грантовых проектов и программ, проведенного Независимым общественным регулятором в сфере господдержки в рамках Общенационального союза некоммерческих организаций. Куда нужно смотреть контрольным органам, проверяя эффективность расходования бюджетных средств на господдержку НКО?
6.    Инновационные принципы и подходы к оценке грантовых проектов. Использование нейронных сетей и искусственного интеллекта в оценке грантовых заявок.
7.    Блокчейн-технологии в благотворительности. Как рынок криптовалют создаст совершенно новую ценность в системе пожертвований?
8.    Централизация закупок в рамках грантовой поддержки СО НКО, или как при желании умножить количество поддержанных проектов НКО, сохранив при этом бюджет на прежнем уровне"

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

В МОСКВЕ ОТКРЫЛСЯ IX СЪЕЗД НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ

IX СЪЕЗД НКО - НОВАЯ СТУПЕНЬ В РАЗВИТИИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА РОССИИ

АЛЕКСАНДР АЙГИСТОВ. НКО - СИЛЬНЕЙШИЙ МОТИВАТОР ДЛЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

IX СЪЕЗД НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ СОСТОИТСЯ В МОСКВЕ

Категория: Socium | Добавил: voxspiritus (18.12.2018)
Просмотров: 3770 | Теги: Александр Айгистов, нко, съезд, общество, доклад, Некоммерческие организации | Рейтинг: 5.0/91