search
menu
person

События и Комментарии


Информационная культура личности как основа ноосферного образования

Сегодня человечество вступило в новую фазу своего развития. Оно освоило новый фазовый уровень представлений (новое фазовое пространство) – информационный.

Именно информация, а также средства ее передачи и обработки, стали связующим звеном для всего того, что изобретается всем человечеством и для всего человечества. И смело можно сказать, что мы все, особенно горожане крупных мегаполисов, живем  в океане информации и, как в любом океане, в нем необходимо уметь «плавать».

В этом контексте необходимо ставить вопрос об информационной культуре ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ЦИВИЛИЗАЦИИ в целом. Необходимо расширить   понятие  окружающей  среды  и  его  новым элементом  должна стать  ИНФОРМАЦИЯ. Она всюду – явно и неявно. Ее влияние – осознаваемо и неосознаваемо. Информация льется отовсюду – из музыки, слов, рекламы, изображений, воздействуя непосредственно и опосредованно.

Сама форма представления и передачи, как известно, тоже воздействует. И ее неосознаваемость не означает ее отсутствие, а, следовательно, и влияние на наше сознание и подсознание. В технологическом плане - успехи в сфере микроэлектроники, вычислительной техники и систем связи обеспечили возможность практически мгновенной трансляции  опыта человечества, в том числе отрицательного,  на любые континенты и прямо в души людей.

Очевидно, что решение проблемы различения  разрушительной или позитивной и созидательной силы информации становится,  с одной стороны,  жизненно важной для личности и общества в целом, а, с другой – элементом личной культуры каждого человека. Т.е. необходимо ввести в социум и его институты понятие информационной культуры личности (ИКЛ). Определим ИКЛ – как способность личности различать  качество информационного пространства  окружающей среды. Такая способность во многом  зависит от природных данных или от, сформированных в результате направленного воспитания, навыков к различению.

Очевидно, что мы можем говорить о последнем – направленном воспитании навыков к оценке качества локальной информации или информационной среды в целом. Мы знаем, что наши предки владели такими навыками и ПРИРОДА – МАТУШКА снабдила нас ими через ощущение прекрасного, гармонии, счастья, радости. Именно эти чувства являются мощнейшими индикаторами хорошего качества информационной среды. Но – мы их теряем, притупляем, меняем.  Человек, информационно - культурный – это человек гармоничный, обладающий чувством прекрасного и уродливого. Гармония,  чувство прекрасного – самая лучшая и самая сильная защита от  «грязной» информации. Следовательно, необходимы направленные усилия на воспитание устойчивости и способности к защите от нежелательных  информационных воздействий. 

В настоящий момент наиболее доступный способ – это воспитание через осознание вреда здоровью физическому, психическому, ментальному, качеству жизни от той или иной информации. Информация воздействует через слово, образ, звук, запах и т.п. Человек может знать  об этом вреде, но продолжать ее принимать, подобно курильщику или наркоману,  себя разрушающих. В таком случае акт принятия информации – это уже акт принятия решений. Это уже его  ОСОЗНАННОЕ РЕШЕНИЕ, его добрая воля.  Таким образом, главная задача ИКЛ – поставить каждого человека перед осознанным выбором предлагаемой ему явно или неявно  информации, сформировать у него систему качественных критериев ее оценки и восприятия, в том числе интуитивно. 

Здесь  встает новый вопрос – об информационной безопасности ЛИЧНОСТИ и общества, как важнейшей  заботе государства, может быть  самой важной. В этой связи, необходимо по  новому посмотреть  на понятие «Права Человека» и расширить его, введя ответственность за нарушение этих прав.  

Можно ввести по аналогии с терминами, принятыми в экологии, понятия информационного загрязнения, предельно-допустимой концентрации (ПДК) информационного загрязнения, и даже – предельно - допустимых выбросов грязной информации (ПДВ). По видимому,  наше общество уже, достигло этих предельных значений и пора принимать меры по защите нашего единого информационного пространства.

Вред информации может быть: локальный, региональный, глобальный; умышленный и неумышленный. И, следовательно, этот вред может подпадать под уголовное право, как и всё остальное. Необходимы параметры и критерии, позволяющие установить характер вреда (умышленный или нет), меру, количество и качество последствий, что, впрочем, взаимооднозначно. На этой основе должны быть  разработаны меры наказания и ответственности, т.е. - ЗАКОНЫ. Критерии оценки могут быть объективными и субъективными или экспертными. ИКЛ, следовательно является важнейшим фактором не только нравственного, физического и интеллектуального здоровья отдельной личности, но и устойчивости общества в целом. Изучение этих качеств, создание средств и способов их измерения  -  важнейшая проблема  науки и техники  уже сегодня. 

Таким образом, воспитание информационно культурного человека является, главнейшей задачей нового, ноосферного образования. А это, в свою очередь,  требует изменения существующих методов воспитания и образования, ухода от классической системы образования с ее установкой на преемственность и передачу знаний. Необходим принципиальный переход на раскрытие внутреннего творческого потенциала каждого ребенка, на его гармоничное развитие левого и правого полушарий головного мозга.

Каким же должен быть этот нравственно и информационно культурный Человек? Как он должен измениться? Какой должна стать школа? Очевидно, что это человек, духовные интересы которого преобладают над потребительскими;  он гармоничен и целостен, осознает себя  как частицу ОБЩЕЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ЖИЗНИ, вписывает себя  и свою жизнь в ее ЗАКОНЫ. Это Человек, осознающий свою ответственность за свои мысли, чувства и поступки перед обществом и ПРИРОДОЙ, осознающий свою причастность к эволюции жизни. Это ЧЕЛОВЕК -  ТВОРЕЦ, способный стать сотворцом ПРИРОДЫ и ВСЕЛЕННОЙ. Только такой человек  способен решить  невероятно трудную и впервые возникшую  проблему  перехода человечества на принципиально иной - ноосферный  уровень бытия, в котором  ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО и ПРИРОДА  находятся в симбиотическом единстве.

Данный образ требует  пересмотра космологической картины мира, места человека  в ПРИРОДЕ и ЦЕЛИ ЖИЗНИ как человека и ЧЕЛОВЕЧЕСТВА в целом. Только, исходя из нового понимания  ЧЕЛОВЕКА  и его места  в Жизни, мы сможем построить прогрессивную систему образования и этим дать шанс Человечеству на полноценную ЖИЗНЬ. Таким образом, образование должно в 1-ю очередь  удовлетворять нуждам человеческого ДУХА.  Оно должно вырабатывать соответствующую личную философию и чувство ценностей; воспитывать  вкус к литературе, музыке и искусствам, взращивать способность  анализировать проблемы,  и приходить к разумным  выводам.

Образование  должно стать фундаментальной основой создания современного демократического государства, основанного на нравственных принципах, целях совершенствования и устремленности к Божественному идеалу. Нравственность должна стать высшим законом общества, если оно хочет процветать. Школа должна переместить свое внимание с функции передачи знаний, культа знаний на воспитание доминирующих общечеловеческих ценностей: уважения к ЖИЗНИ во всем ее многообразии; сотрудничества,  ценности семьи и ответственности людей друг за друга, за ПРИРОДУ, за мир в целом, гармонии отношений.

Образование должно быть непрерывным процессом  от рождения до смерти, назначение которого не столько в стяжании знания, сколько в расширении сознания. Образование  должно стать непрерывным процессом обучения тому, как согласовывать между собой потребительские  и  высшие духовные устремления человека. Образование должно обеспечить жесткую реализацию экологического императива в жизни общества, как определяющего его взаимоотношения с ПРИРОДОЙ.

Принятие перечисленных идей позволит построить новую этику равноправного и гармоничного взаимодействия  Человека и Природы. 

Людмила Болотова (академик РАЕН, д.т.н)

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

СЕРГЕЙ КОЛЧИГИН: ФИЛОСОФИЯ ГРЯДУЩЕГО

ВОЗЬМИ И ВЫБЕРИ СВОЁ БУДУЩЕЕ

СОТВОРЕНИЕ ОБРАЗА НОВОЙ РОССИИ

ИДЕЯ НОВОГО МИРА

РОССИЯ ОБРЕТЁТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПУТЬ!

ЭКСПЕДИЦИЯ "ЦИВИЛИЗАЦИИ ЮГА СИБИРИ - 2019". ДРЕВНИЕ ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

Категория: Socium | Добавил: voxspiritus (24.05.2019)
Просмотров: 2783 | Теги: наука, Информационное общество, цивилизация | Рейтинг: 5.0/92